Послушала первую лекцию из марафона Марафон "Семейного образования" "Давление школьных стандартов: как не сдаться?" Алексей Битнер (организатор экстерн-оффиса https://extern-office.net/)
Ссылка
Понравилось, все разложилось по полочкам. Чем конкретно плоха школа (именно с точки зрения образовательного процесса), речь в данном случае о российский школе. Что главное в обучении. В общем, много всего, перевариваю. По мне полезно всем, и родителям детей, ходящих в школу то же. А нам еще и нужно как-то думать над русским языком, длительностью местного школьного образования (13 лет).
Требования государства не можем игнорировать: что-то выучить, сдать, написать, рассказать. Как не сбиться с пути нормального образования?
Ответственное принятие решения
1. Осознание, что иначе нельзя (мотивационная часть) Ответственность несем только мы лично. И для того, чтобы оно принесло пользу нам и ребенку нужно учитывать следующее. Понимать, что мы это делаем потому, что иначе просто нельзя (не от скуки и не потому, что кто-то так делает). Вступаете в оппозицию обществу.
2. Готовность быть "белой вороной" (эмоциональная часть), это в какой-то мере должно нравиться, а не терпеть это неуютное состояние
3. Поставить позитивные цели, а не только негативные рамки (проективная часть). Это важно. Не только шарахаемся от рамок, а должны отстроить мотивацию, куда идем
От чего зависит результат обучения
1. Активность того, кто учится. Свойства, желание, способности, эмоциональная включенность. Не школа, кол-во денег и т.д...
2. Правила группы, с которой взаимодействует тот, кто учится (среда, которая может угнетать либо провоцировать идти вперед).
3. Личные качества членов группы(в т.ч. учителя). Умение понятно объяснять как одно из личных качеств членов группы - последнее по значимости качество. Цель делать так, чтобы все все поняли - плохая, т.к. ставит человека в позицию объекта. А если он не хочет понимать? Не хочет понимать именно сейчас или именно это.
Научиться объяснять гораздо проще, чем построить среду, в которой активность того, КТО учится растет в правильном направлении.
Что в школе не так
1. Нечувствительность к индивидуальному запросу (дети не выбирают, чему учиться, как учиться. Индивидуальный запрос не рассматривается в принципе)
2. Нечувствительность к индивидуальному темпу (не важно, понял или нет, испытал удовольствие или нет, в каком ты вообще находишься состоянии). Противоречие вообще человеческой деятельности. Все все делают с разностью скоростью и, тем более, учатся
3. Симуляция деятельности (следствие первых двух), напр., переписывание чего-то из книги или с экрана: "Я записываю, а потом буду учить". Учили переписывать, красиво, а это симуляция.
4. Замена результатов знаками результатов. Не только в школе, но и в семье. 5? молодец, 3? не молодец, хуже, чем вчера, лучше, чем вчера. Цифры как бы что-то объясняют. Дипломы, грамоты - всего лишь знаки результата! А самом результатом мало интересуются. Вместо разговора, где прекрасно видно, что осталось от курса, рассматривают циферки и выводят итоговую оценку. Из оценки, грамоты, похвалы сделаны фетиши! Тоже симуляция деятельности.
Школьный произвол
1. Образовательный стандарт - это фейк. От манеры задавания вопросов зависит все! Складывание в пределах 100. Можно задать 10+50 и все решат или 98-36+18-52. Поэтому стандарт один, но у разных учителей можно получить разные оценки, то же про разные школы. Фактически вместо образовательного стандарта в школе имеется некая традиция задавания вопросов. В каждой школе разные. Стандарты произвольно растягиваются и сжимаются. Как разобраться дома?
2. Отсутствие границ произвола учителя
3. Госэкзамены - попытка стандарта, но путь к ней через школьный произвол. Допуск к нему только через сдачу всех предыдущих экзаменов в школе.
Цена образования (цена поступка - все не сделанные поступки. Я выбрал это, значит не могу в это время делать все остальное)
1. Состояние после учебного занятия (желание-отвращение) Учимся делить слово по составу->получаем отвращение к словесности. Критерием нормального обучение является неуменьшение желания учиться дальше, узнавать. Если уменьшается, то прекращать. Сколько людей обучалось играть на пианино ценой получения отвращения к игре на пианино? Состояние - это некий градусник
2. Время
3. Здоровье
4. Результаты и их знаки (источник оценки). Если главным источником оценки правильности ваших действий будет оценка, кот.ребенок получит на экзамене, все плохо. Должен быть свой внутренний камертон, понимание ценности, за что хвалить, к чему относиться равнодушно и за что ругать. Если такое понимание есть, независимо от оценок ребенок понимает, что у вас одинаковое понимание успеха. Успех - то, что происходит между вами, а не то, что происходит с ним где-то
Лоцман
1.Тексты и математика (навыки работы с текстами и математическими объектами) Анализировать тексты, обсуждать тексты, делать их планы, конспекты, сравнивать тексты друг с другом, спорить с автором, выдвигать аргументы и контраргументы. Если это делать постоянно, сложность текстов растет. Если ребенок пишет собственные тексты, ими обмениваетесь, тогда все хорошо. Это дает суть, понимание работы с текстом. Не заучивать учебный материал. В школьном образовании нет никакой ценности того, чему учат. Нет самостоятельной ценности знать животных прерий и океанов. Ценность в пути! (см.3). Не важно, ЧТО я понял. Важно переход к пониманию
2. Тренажеры.
3. Переход от НЕ ПОНИМАЮ к ПОНИМАЮ, от ДУМАЛ, что ПОНИМАЮ. Тексты и задачки - тренажеры для этого. Что такого сделали, чтоб начали понимать. Когда начали понимать? Умение усомниться гораздо важнее умения доказывать. Сомневающийся человек есть обучающийся человек.
4. Общение. Для ребенка и для взрослого в одиночестве скучно. Люди хотят признания, самоутверждаться... Общение по поводу того, что человек делает и чем реально увлечен, подгоняет и разжигает интерес.
5.Ценность глубины выше ценности широты.
Длительное, скурпулезное, аккуратное исследование чего-нибудь с ребенком (замерзания воды, происхождения слов, силы, отклоняющей ветра в северном и южном полушарии в разные стороны), настоящее исследование, в котором вы УВЛЕЧЕНЫ стоит гораздо больше т.н. гармоничного развития личности. Это ущербно. Личность становится гармонично тогда, когда она вся чем-то увлечена. Просто скользя вширь невозможно потом уйти вглубь, т.к. нет этого опыта. В каждой песчинке содержится весь мир. Исследуя песчинку вы исследуете весь мир (если исследование настоящее! и интерес неподдельный), то будет выход и на логарифмы, и на этимологию, и на систематику животных и растений.
Самообразование (это не образование в одиночестве)
Инициатива в:
1. выборе содержания
2. выборе времени
3. выборе источников
4. выборе компании
Если иницативы в руках того, кто учит, это не самообразование, а принудиловка
Риски (от принятия решений)
1. Транс (повторяемость и постоянное непрерывное обучение) Дети привыкают к тому, что все, что им дают, нужно выполнять. Выводя ребенка из этого транса могут быть разные эффекты, не всегда положительные.
2. Отказ от бессмысленной деятельности. Потом нужно что-то сдать, а он вопрошает, а почему
3. Различия между детьми. Огромные. Наша деятельность - ежеминутное творчество.
4. Скрыться от системы. Иногда лучше на время уйти от школы, натренировать разные навыки и вернуться во всеоружии
------------
Ответы на вопросы
Образовательный стандарт таков, что постоянно что-то нужно требовать с детей. Что учитель должен говорить, что должен показывать и что потом должен сказать ребенок. Но нигде не сказано, чего учитель не имеет права спрашивать! Нигде не сказано, сколько их может быть за 45 минут. Задай 100 самых простых вопросов и все сядут в лужу.
Как перестать играть в постоянную гонку между постоянными аттестациями в школе и собственными интересами? Уехать в другую страну, может, на несколько лет.
Добиваться аттестации раз в год (и не все предметы за раз). Тонкость: Есть текущая аттестация, промежуточная, итоговая. Аттестация за четверть и полугодие -текущая! Не промежуточная. А в уставах обычно говорится о промежуточной аттестации.
Переход от школьного образования на семейное это не переход от рабства к свободе, а переход от барщины на оброк)
Как бороться с симуляцией деятельности? Только организацией настоящей деятельности. Возможно, не связанная со школьной деятельностью.
Люди привыкли, что они симулируют, их за это хвалят. Должно быть из чего выбирать. У многих нет выбора.
Как учитывать индивидуальные особенности нескольких детей? У каждого свое задание, все в своем темпе. Без доски! Ничего не объясняется одновременно всем! Сначала человек должен столкнуться с проблемой, задать вопрос и получить ответ. Это могут слышать другие люди, а могут не слышать. Может быть польза больше у того, кто сбоку. Не надо делать дома уроки и класс! Главное - обеспечить независимость темпа!
ВУЗ. Максимум времени на перенимание опыта и чтобы получить максимум опыта. Все время сюда, а не на лекции и т.д... Найти такого человека
Сколько народу поступает в ВУЗы?
Поступлением в ВУЗы гордятся обычно те, кто на входе устраивает отбор. Сначала отберем поспособнее, потом часть выгонем по ходу. И они поступают. Статистика, как у нас хорошо. Ух, я приду к ним и поступлю. Но! Если пройдете, если не отсеетесь, тогда может быть, шансов больше. Экстерн-офис- не такая организация, берут почти всех. Для кого-то огромное счастье просто сдать ЕГЭ, огромный прогресс. А другой 80 получает и маловато. В этом случае статистика - нонсенс. Не делаем серийный продукт. Разные дети поступают в разные ВУЗы. Кто-то не хочет поступать. Сейчас масса ВУЗов и кто хочет, куда-то обязательно поступит.
Сайт дает 2 возможности: увидеть заранее в виде вопросов что нужно сделать (гос-во стандарт так и не сделало). Нет сюрпризов.
Дистанционно из дома сдать экзамен, отправить учителю на проверку. Сайт минимизирует обязаловку, связанную с обучением. Сдать оброк
14 марта 2016 года мы заключили договор, согласно которому Валентина поступила в одну из школ России в первый класс на заочное обучение на 2016-2017 учебный год (с возможностью досрочной сдачи экзаменов). Эта школа находится не в Раменском, где мы живем, и даже не в Московской области. Но это не мешает тому, чтобы официально обучаться в ней и сдавать аттестации, что происходит через Интернет.
А уже 11 апреля Валентина сдала математику за первый класс. Правда, радостный результат мы узнали только сейчас, 13 апреля, когда учитель проверил работу и выслал нам свое решение. Письмо с важными строчками «Здравствуйте, Соловьёва Валентина! Вы сдали экзамен по предмету: Математика 1 класс » я пока не удалила, потому что прежде хочу описать наш опыт и разобраться, что же это на самом деле для нас, целой семьи, означает.
Сдать математику первой для нас было естественно, так как Валентина любит математику. При этом будет ошибкой полагать, что раз у нас был месяц на подготовку, то ровно столько времени нам потребовалось, чтобы подготовить Валентину или ей самой подготовиться к сдаче. На самом деле, все гораздо интереснее, как обычно и бывает в жизни.
Чтобы успешно сдать математику за первый класс в экстерн-офисе Битнера, нам помог сайт http://matematikadoma.com . Считаю, что это лучший ресурс, который включает если не все, то почти все. Мы купили месяц занятий на этом сайте за 500 рублей. В течение этого времени Валентина освоила 80% материала. Я сочла нецелесообразным покупать еще один месяц, так как оставшийся материал скорее всего был бы освоен за неделю. В несомненные плюсы сайта: он не только проверяет знания ребенка, он ДАЕТ знания. Прежде чем проверить что-то, приятный женский голос рассказывает теорию, причем делает это кратко и понятно. По выполнению заданий у нас возник только один вопрос, на который группа поддержки нам ответила оперативно, прояснив его полностью. Жирная пятерка от меня этому сайту!
Кроме того, Валентина в течение прошлого года занималась в математическом клубе «Подумай-ка», который вел ее отец в нашем подмосковном городе Раменское. Плюс, Валентина по собственной инициативе регулярно участвует в олимпиадах от сайта uchi.ru и по моей инициативе от питерской школы №30. Плюс, природное стремление ребенка именно к математике. Меня несколько раз спрашивали, ну, откуда я знаю, что она любит математику сама, а не мы ее тянем математику любить. Я наконец нашла, что отвечать, чтобы получилось лаконично и показательно. Однажды бабушка привезла Валентине книжку-задачник по математике за 4-ый класс. Так вот когда я пришла проведать спящего ребенка, у нее в постели лежала эта книга с карандашом, а на раскрытой странице были надписаны некоторые ответы. Что она не знала, она пропустила, а что знала, то решила верно.
Мы не готовились к сдаче месяц. В лучшем случае мы готовились плотно две недели по часу и еще недельку минут по 20. Причина проста: у нас не было времени больше, потому что в течение этого месяца мы уезжали в отпуск на 6 дней, где, как мы поняли еще раньше, заниматься-учиться нам не интересно, потому что слишком любопытен мир, который происходит вокруг. Плюс, именно в марте я усиленно занималась с Валентиной шахматами, чтобы нам догнать группу (группу в результате не догнали, и мы решили временно взять паузу от шахмат. Кстати именно отказ от шахмат высвободил время, которое обратили в математику, что приблизило сдачу, которую изначально я планировала на конец апреля.)
Что мы реально делали, когда занимались математикой? Я сажала Валентину рядом и показывала или рассказывала ей то, что она не знала, не понимала или забыла. Это была работа с циркулем (до сих пор ей сложно им чертить) и работа с числовой прямой (любое ровное изображение с линейкой по клеточкам требовало отработки этого навыка). Эти вопросы мы сделали все в тетрадке. А вот вопросы из других разделов в тетради выполняли по несколько штук, чтобы научиться правильно оформлять ответ, а остальные решали устно или на листочках дочка вела пример, чтобы получить решение. Таких вопросов было большинство — их нужно просто решить, причем ты знаешь, как это делается. Можно посчитать устно, можно в строку, можно в столбик, как угодно.
Экзамен мы решили сдать в воскресенье по той простой причине, что супруг был дома, мог быстрее разобраться в технических вопросах (когда включить съемку, когда ее остановить) и мог помочь мне на тот случай, если бы что-то пошло не так. Однако мы совсем не знали и никак не рассчитывали на то, что прежде чем сдать первый экзамен, надо провести технический тест: ты как будто сдаешь экзамен, включая запись, печатая вопросы, что-то пишешь понарошку, затем фотографируешь, тут же скидываешь jpg-файлы на ноутбук, загружаешь на сайт, останавливаешь съемку. Так убеждаются, что с записью все в порядке. Сделав этот тест, мы только к вечеру получили допуск к сдаче. Но каждое воскресенье вечером мы смотрим диафильмы:-), поэтому экзамен отложили на будущее. А в понедельник утром мы все проснулись непривычно рано, и в районе 8 утра Валентину спросили, есть ли у нее желание сесть и порешать примеры и задачи. Она взяла театральную паузу:-) в несколько секунд, после чего сообщила: «Хочу! Конечно, хочу!»
На экзамен было отведено 90 минут. Через 30 минут от начала Валентина сообщила: «Мам, готово!» Я взяла листочки и быстро пробежалась по ответам. Было похоже на правду. Один из листочков Валентина убрала в сторону и про него сказала: «Это черновик, его фотографировать не надо». Ну, кто знает, что у нее там в черновике, может, картинки какие, действительно, зачем он нужен? Я сфотографировала три листочка с решениями, загрузила фотографии на сайт и остановила запись экзамена. Результаты ушли на проверку в школу.
И тут я посмотрела на листочки и черновик. На листочках были записаны примеры, знак «равно» и сразу ответ. А на черновике были приведены все рассуждения — цепочки равенств, столбики и прочее. И я расстроилась очень сильно, потому что в памяти всплыли знакомые картинки из прошлого: ты решил все верно, но решил устно или по другой причине не привел решение, за это ответ не засчитывался. У нас таких ответов было большинство.
Самое удивительное, что в тетради мы делали все целиком, но в последний момент, узнав про такую сущность как черновик, Валентина решила, что он как раз для расписывания решения, а чистовик для чистоты и ответа:-) Это был самый большой вопрос — как отнесется учитель в данной ситуации. В то же время на видеозаписи видно, что ребенок пишет работу самостоятельно, так что все ответы принадлежат ему. Поэтому вы представляете, НАСКОЛЬКО мы были рады, что школа работу зачла, а таким образом она зачла нам предмет математику за весь первый класс. Школа оказалась на нашей стороне.
Первый зачтенный экзамен для нас важен. Он показал, что мы идем в верном направлении и что это действительно возможно подготовить ребенка к сдаче. Да, если предмет новый, то это займет больше времени, чем математика потребовала от нас, но мы сможем это сделать. Думаю, что этот экзамен оказался важнее всего для меня самой, потому что я поверила в свои силы. А то, как доступно оказалось подготовить ребенка, нешуточно воодушевило. Что касается Валентины, то, как мне показалось, она не увидела разницы между этим экзаменом и любой другой олимпиадой, которые решает с удовольствием. :-) Для нее это оказался еще один способ «поиграть в математику»:-)
Но мы решили, что первая сдача — это наш общий праздник. А на праздники обычно дарят подарки. Поэтому в этот раз мы подарили дочке то, что она давным-давно просила и про что даже забыла! Она получила кубик 5х5х5 — он как кубик Рубика, только больше. Ребенок был счастлив и, наверно, в момент получения подарка испытал что-то похожее на то, что испытали мы, родители, от сданного экзамена — радость размером со слона;-)
*Из коробочки из-под кубика Валентины Всеволод мигом сделал гараж для своей машинки:-)
Надомное обучение – распространенная по всему миру практика, позволяющая получить образование вне школьных стен. Чаще всего, к такому формату обращаются по причине здоровья или для того, чтобы обеспечить ребенку более подходящие условия. Согласно российскому законодательству, образовательные организации вправе применять дистанционные технологии – об этом сообщается в статье 16 закона «Об образовании».
В этом году я параллельно работала с четырьмя третьеклассниками, трое из которых посещали общеобразовательную школу, а одна девочка училась дистанционно. Так у меня появилась возможность сравнить домашнее обучение со школьным и понять, какие оно дает преимущества.
Новосибирский проект «Экстерн-офис» , где занимается моя ученица, помогает получить начальное и среднее образование без обязательного посещения школы, в том числе экстерном. Оценка за экзамен сразу идет в годовой табель, а промежуточного контроля знаний нет – разве что, тесты, за которые не ставятся оценки. Услуги офиса платные: от 20 до 35 тысяч рублей за класс, как указано на сайте.
Дистанционный экзамен снимают на видео, а в среднем ученик начальной школы сдает один экзамен в полтора-два месяца. По таким предметам, как технология, физкультура, рисование, музыка школьники готовят презентации. На сайте представлены все материалы, нужные для успешного освоения программы и сдачи экзаменов. В случае затруднений можно обратиться к преподавателю очно или заочно (в зависимости от места проживания ученика).
«Практически сразу экстерн понимает, что скорость изучения зависит только от него (при классно-урочной системе это невозможно). Это приводит к тому, что даже при изучении нелюбимых предметов экстерн проявляет не наблюдавшееся раньше рвение. Его мотив понятен: можно освободиться от ненавистного занятия. Обычно диалог с начинающим экстерном по этому поводу выглядит так:
- Какой предмет ты больше всего не любишь?
- Химию.
- Хочешь забыть о химии навсегда?
- Конечно!
- Вперёд: две недели занятий - и ты свободен от химии. Навсегда».
(C сайта «Экстерн-офиса»)
Важно учитывать, что я посещала ученицу лично, то есть обучение не было полностью дистанционным. При этом создатели «Экстерн-офиса» не стремятся имитировать помощью своей программы всё происходящее в школьном классе. Проект выполняет четкие задачи: с одной стороны, позволяет охватить всю программу, с другой стороны, требует всего 2-4 часов занятий в неделю. Почему так мало? Это объясняется несколькими факторами.
Экономия сил и времени учителя
Индивидуальные занятия (с репетитором, родителями или дистанционные) и занятия в малых группах, как правило, более эффективны, чем уроки в школьном классе. Немалая часть времени и энергии школьного учителя уходит на контроль всего коллектива. В случае индивидуальных занятий, преподаватель может уделять всё внимание одному ученику, быстро проверять задания и корректировать ошибки.
Гибкий график
Экзамены сдаются равномерно в течение года: в каждый отрезок времени можно сосредоточиться на определенном предмете. То есть, занимаясь русским языком, ученик не думает о своих проблемах с математикой или английским, поэтому тратит на усвоение материала столько времени, сколько нужно.
Персонализация
Большим преимуществом является возможность отталкиваться от личных потребностей ученика, уделять внимание именно его проблемам, не оглядываясь на коллектив.
Помимо этого, стоит отметить и эмоциональные факторы. Экзамен, несомненно, является стрессом, но вне класса ученик испытывает меньше давления и страха перед неудачами. Не имея возможности равняться на других, моя ученица-экстерн сравнивала свои новые достижения и возможности с прошлыми, рассуждала о собственном прогрессе и не ориентировалась на пятибалльную систему оценки.
Особо острые дискуссии всегда вызывает вопрос о важности школы для социализации. Не хотелось бы в них вмешиваться, но из своего опыта могу сказать, что посещение кружков и секций вполне компенсирует общение в школе, так как небольшой коллектив людей со сходными интересами всегда более комфортен, чем случайно собранный школьный класс.
Какие организации позволяют дистанционно получить школьное образование в России?
School of Tomorrow
Школа имеет международную аккредитацию и предлагает обучение по индивидуальным программам в зависимости от уровня знаний. Программы бывают двух типов – российская и американская.
Российская государственная программа работает по стандартам полной общеобразовательной школы. Промежуточная аттестация проводится через интернет, а на государственные экзамены – ГИА и ЕГЭ – нужно приезжать лично. Стоимость обучения колеблется от 3850 до 7150 в месяц в зависимости от класса: чем старше, тем дороже. Помимо этого, при поступлении нужно сделать взнос в размере 8000 рублей за методический тренинг для родителей заочника.
Американская программа предлагает обучение на английском языке и охватывает все классы с 1 по 12. По окончании 12 класса выпускник получает аттестат американского или британского образца. Разовый регистрационный взнос составляет 7000 рублей, а 5000 рублей нужно отдать за год обучения. Программа является дополнительной, очного тестирования не предусмотрено.
Школа «Обучение в диалоге»
Школа находится в Петербурге, имеет государственную аккредитацию. Предметы можно осваивать самостоятельно или заниматься с учителями из школы по скайпу. Время от времени требуется приезжать в Санкт-Петербург и сдавать экзамены очно.
Цены в школе такие: ежегодный вступительный взнос составляет 6000 рублей, один индивидуальный урок стоит 1500 рублей, один экзамен – от 1500 до 2500 рублей, контрольная работа – 1500 рублей.
Домашняя школа InternetUrok.ru
Проект не имеет государственной аккредитации, что вполне безболезненно разрешается – при переходе на дистанционное обучение ученика зачисляют в одну из школ-партнёров. Основным форматом являются видеоуроки, с помощью которых преподают теорию. Каждая тема сопровождается конспектом и ссылкой на учебники, а тесты и тренажеры позволяют проверить знания и научиться решать задачи. В любой момент можно задать вопрос учителю, а видеоуроки регулярно проводятся в прямом эфире.
Обучение соответствует государственным образовательным стандартам, стоимость составляет 1500 рублей в месяц.
Школа «Экспресс»
Имеется государственная аккредитация и возможность сдавать экзамены экстерном. Программа школы рассчитана на учеников 5-11 классов. На сайте можно найти учебные пособия для школьников, а также методические советы о том, как организовать самостоятельное обучение. Стоимость обучения на сайте не указана.
Анастасия Шипулина
1.1. С какого возраста ребенок может обучаться экстерном (вне школы)?
По существу, дело не в возрасте.
Отдавать детей в школу стало настолько привычным, что мы не замечаем очевидной противоестественности того способа обучения, который принят в школе. Учиться «хором», синхронно, когда время обучения заранее определено, а само обучение никак не привязано к потребностям и желаниям самого ребёнка-что может быть более ненормальным?
То, что принято называть экстернатом или домашним образованием, есть просто нормальный, естественный способ образования.
Проблема в том, что ребёнок, который сегодня не ходит в школу, становится «не как все». Именно поэтому к домашнему обучению и экстернату дети и их родители прибегают, когда школа завела их в тупик. Каждый сам определяет, что такое «тупик»: для кого-то это первая двойка в четверти, для кого-то-отчисление из школы, для кого-то-непродуктивные отношения с учителями, для кого-то-«халявные» четвёрки пятёрки.
Поскольку проблемы в школе имеют свойство накапливаться, мысли о расставании со школой приходят детям и их родителям тем чаще, чем старше ребёнок. Подвох, однако, состоит в том, что школьные неудачи убивают любознательность и приводят к апатии, а потому способность к самостоятельному обучению с возрастом часто не растёт (как должно бы быть при нормальном развитии), а уменьшается.
Итак, проблема не в возрасте. Если вы видите, что школьное обучение не даёт вашему ребёнку того, что вы считаете необходимым, попробуйте хотя бы ознакомиться с иными возможностями. К тому же, не обязательно сразу формально расставаться со школой. Можно попробовать экстернат «на зуб» за пару недель. За это время вы (и ваш ребёнок) поймёте, насколько экстернат для вас приемлем.
1.2. Если ребёнок учится вне школы, не возникнет ли у него замкнутость, неумение общаться со сверстниками?
Однозначно сказать нельзя. По моему опыту, общительность ребёнка мало связана с тем, ходит ли он в школу. Как правило, если ребёнок замкнут, он не очень-то общителен и в школе. Более того, многие необщительные дети воспринимают школу как избыток общения, как принуждение к общению. Это, в свою очередь, увеличивает их замкнутость.
Ощущение успешности, которое складывается по мере обучения, осознание честности и результативности своего труда создают позитивную самооценку учащегося-экстерна. Такая самооценка-лучшая основа для формирования отношений как со сверстниками, так и со старшими.
В любом случае, если удаётся решить проблему успешности, то проблему адекватности контакта со сверстниками решать легче. В конце концов, можно, выправив так называемую «успеваемость», вернуться в школу, использовав экстернат как скорую помощь.
1.3. Школа, конечно, не идеальна, но такова ведь и вся жизнь. Обучая ребёнка вне школы, не растим ли мы тепличное растение?
Умение как приспосабливаться к среде, так и противостоять ей, конечно же, необходимо любому человеку. Как всякое умение, оно поддаётся тренировке. Всё дело в том, какие именно качества развиваются у ребёнка, если в школе он не может добиться успеха, либо легко, без труда получает незаслуженно высокие отметки. Главное, что развивается у ребёнка в этих случаях-это цинизм, привычка к двойной морали. Если считать цинизм полезным (а многие именно так и думают), то, чем хуже ребёнку в школе-тем лучше. Поэтому вопрос об экстернате-вопрос личных ценностей. Если родители (и их ребёнок) считают, что обучение ценой получения отвращения к самому процессу учёбы допустимо, тогда никакой экстернат им не нужен.
Я и не пытаюсь изобразить дело так, что экстернат хорош для всех и не ищу идеального способа обучения, потому что такого не существует. Я предлагаю свои услуги тем, кто уверен, что посещение школы лично для него (для его ребёнка)-малопродуктивное занятие. Если в этом мы сходимся, то можно обсуждать, как именно преодолеть то препятствие, которое называется «школьное образование».
Путь учащегося-экстерна совсем не лёгок, но он честен. Экстерн учится на экзаменах доказывать не свою послушность, а свою образованность, причём доказывает это не тем, кто его учил, а совершенно незнакомым педагогам. Можно ли назвать такой способ образования воспитанием тепличности?
1.4. Мой ребёнок в школе-то с трудом учится, как же он будет учиться самостоятельно?
Самостоятельность не приходит вдруг, этому нужно учиться. Моя услуга, в отличие от обычного репетиторства, в том и состоит, чтобы постепенно обучать моих подопечных самостоятельной работе и искусству сдавать экзамены.
Итак, вашему ребёнку учёба в школе даётся нелегко. Разберёмся, что происходит. Школа должна выполнять как минимум две функции: обучение и оценка результатов обучения.
Если ваш ребёнок систематически получает двойки и тройки, значит школа задачу оценки выполняет хорошо, а задачу обучения выполняет плохо. Так давайте и оставим школе то, что она делает хорошо: функцию оценки результатов обучения. Самим же обучением можно заняться отдельно от школы.
Начать необходимо с тех самых «пробелов» в знаниях, которые ваш ребёнок накопил. Степень его самостоятельности при этом поначалу будет, конечно же, низка, но, как только будет сдан первый экзамен (через 2-3 недели занятий), появится возможность постепенного наращивания самостоятельности в обучении. Повторю: по-сте-пен-но-го!
Вот ещё что важно: обучаясь вне школы, ваш ребёнок будет знать, что просто так (за послушание, за аккуратность, за вовремя поднятую руку на уроке, за домашнюю работу) ему даже тройку не поставят. Возникает понимание, что ценен именно результат, а не процесс обучения.
1.5. Сколько стоит Ваша услуга?
От 26 до 40 тысяч рублей за класс в зависимости от класса (чем старше, тем дороже)
Доступ к тренажерам по отдельным предметам: от 3 000 р за предмет.
1.6. Как перейти к Вам на экстернат?
Порядок действий.
1. На сайте сайт регистрируетесь (регистрация в несколько этапов, кнопка регистрации на главной странице сайта внизу). Это даёт вам возможность попасть в личный кабинет экстерна.
В процессе регистрации получаете бесплатный доступ на 5 дней к материалам того класса, который обозначили при регстрации. Если после просмотра материалов желание сотрудничать со мной не пропало, отправляете мне заявку на собеседование (нажимаете соответствующую кнопку). Если не желаете сотрудничать - отказываетесь от продолжения регистрации.
2. Ребенок выполняет вступительную работу онлайн с видеозаписью (для тех, кто поступает в 9, 10 и 11 - собеседование по скайпу). На собеседовании оценивается готовность ребенка к освоению программы соответствующего класса. Далее подписываете договоры с ИП и, если желаете, со школой. Подписание документов происходит дистанционно.
Со всеми документами (обо мне и о нашем со школой сотрудничестве) можно ознакомиться в процессе регистрации.
1.7. Как пользоваться экзаменационными тренажерами на Вашем сайте?
Экзаменационные тренажёры - это интерактивные программы, которые позволяют тренироваться в ответах на экзаменационные вопросы. По существу тренажёр - это учебный курс, построенный в форме “вопрос - ответ”. Это не исчерпывающий материал, но достаточный, чтобы понять, в чем нужно тренироваться.
Отвечая на эти вопросы, ребенок и изучает учебный предмет. Исходных вопросов много, чаще всего несколько сотен по предмету. На вопросы, возникающие у Вас и Вашего ребенка по ходу освоения учебного материала, Вы можете получить ответ, задав вопрос автору этого сайта.
Видеоинструкцию по пользованию тренажёрами можно посмотреть на главной странице этого сайта.
1.8. Как проходит экзамен?
Дистанционный экзамен проходит с использованием видеозаписи на сайте сайт в аккаунте (учетной записи) экстерна.
Список вопросов для экзамена создает компьютер. Количество вопросов в экзаменационной работе оговорено в каждом учебном курсе.
Экстерн сам выбирает время экзамена, включает в виртуальном кабинете на сайте видеозапись экзамена, открывает экзаменационные вопросы.
Экзаменационную работу оценивает школьный учитель. Оценку своей работы экстерн узнает по электронной почте, оценка видна также в кабинете ученика на сайте. Чаще всего результат известен в течение пяти дней.
2. Для учеников
2.1. Чем различаются тренировочные и экзаменационные вопросы?
Большинство учебных предметов содержат тренировочные и экзаменационные вопросы. Эти вопросы могут совпадать, а могут частично не совпадать по форме, но всегда совпадают по содержанию.
К тренировочным вопросам почти всегда даны ответы. Исключения из этого правила есть, например в предметах ЧТЕНИЕ и ЛИТЕРАТУРА. Посмотреть тренировочные вопросы можно по одному в режиме ТРЕНИРОВКА в кабинете ученика. Запоминать ответы на тренировочные вопросы не нужно, нужно понять, как отвечать на вопрос.
К экзаменационным вопросам ответы не даны. Все экзаменационные вопросы можно увидеть по ссылке СПИСОК ВОПРОСОВ на главной странице предмета (исключения: ЧТЕНИЕ, ЛИТЕРАТУРА и предметы, по которым экзаменационная работа представляет собой презентацию).
На экзамене компьютер выбирает вопросы из списка экзаменационных вопросов.
Пример экзаменационной работы можно увидеть в главе ПРОЦЕДУРА ЭКЗАМЕНА в каждом предмете, кроме предметов, в которых экзаменационной работой является презентация (домашняя письменная работа).
2.2. Зачем нужен график экзаменов? Можно ли его изменять?
График экзаменов можно увидеть по ссылке ГРАФИК ЭКЗАМЕНОВ на г лавной странице кабинета экстерна под списком предметов. Это основной инструмент планирования учебного процесса и контроля за его успешностью.
На той же странице, что и график, расположены пояснения к графику и инструкция по его изменению. Если Вы намерены сдать экзамен раньше срока, установленного в графике, можно график не менять. Если Вы не успеваете сдать экзамен в срок, график нужно изменить, иначе кабинет экстерна на сайте будет блокирован.
Обратите внимание, что график экзаменов может быть расположен ТОЛЬКО в пределах от сентября до апреля включительно. Задействовать май для размещения предельных сроков сдачи экзамена можно только в исключительных случаях с разрешения администратора сайта. Располагать элементы графика в летние месяцы запрещено.
Принципиальным является РАВНОМЕРНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЭКЗАМЕНОВ ПО ВРЕМЕНИ УЧЕБНОГО ГОДА.
2.3. Почему нельзя сдать все экзамены в конце учебного года?
Если Ваш аккаунт прикреплен к школе, нельзя собрать все экзамены в конце учебного года. Причина: проблемы в обучении нужно обнаруживать как можно раньше. Если обнаружить проблему в результативности обучения только в конце учебного года, времени для коррекции процесса обучения не останется. Имеет значение также неравномерность нагрузки по проверке экзаменационных работ в случае, если большинство экзаменов сдавать в конце учебного года.
2.4. В школе тратят целый год на изучение предмета. Как можно изучить предмет за две недели или месяц?
В школе не тратят целый учебный год на изучение предмета. К примеру, на изучение географии дается 68 уроков. Только небольшая часть урока посвящена собственно обучению конкретного ребенка. Даже если экстерн будет заниматься по 6 уроков в день (как в школе), то за 11 дней он отработает норму, причем ему не придется подстраиваться ни под опережающих, ни под отстающих учеников. В реальности в большинстве случаев для подготовки к экзамену достаточно заниматься меньшее время, чем совокупная годовая длительность уроков по данному предмету, так как занятия более продуктивны и за короткий промежуток времени забывание сказывается меньше, чем за весь учебный год.
Если Вы настроены на глубокое изучение предмета, Вам не хватит никакого времени. Нужно в этом случае разделить задачи: задачу сдать школьный экзамен и задачу заниматься учебным предметом глубоко.
2.5. Что делать, если все возможные действия уже предприняты, а времени на изучение предмета все равно не хватает?
Прежде всего, нужно уменьшить уровень притязаний: перестать, например, стремиться получить пятерку или четверку. Посмотрев в описании процедуры экзамена критерии оценки, можно сильно уменьшить количество необходимой работы и ее сложность, если согласиться на тройку. Если и это не помогает, нужно обсудить с администратором сайта возможность повтора класса, т.е. перенести наиболее сложные для экстерна предметы на следующий учебный год.
2.6. Достаточно ли того, что дано в кабинете экстерна, для подготовки к экзамену?
Нет, не достаточно. Вопросы и ответы к ним в аккаунте экстерна - это описание результата работы. Даже если в темах предмета есть объяснения, они не могут быть ответом на все вопросы, которые могут возникнуть у человека, старающегося разобраться в теме; нужно использовать поисковые системы в интернете и общение с другими людьми по поводу возникших вопросов. Даже если собеседник экстерна не знает ответа на задаваемый экстерном вопрос, совместный поиск информации и обсуждение возникающих вопросов, часто более полезны, чем ответ специалиста на вопрос. Вообще очень важно, чтобы экстерн видел рядом с собой значимых для него взрослых, которые учатся, а не только учат.
Получить ответы на вопросы, возникающие у Вас или Вашего ребенка, Вы можете, задав вопрос автору этого сайта.
2.7. Какими учебниками пользоваться?
Как правило, в кабинете экстерна нет рекомендаций по учебным пособиям. Это связано с тем, что разным детям и разным взрослым нравятся разные учебные пособия. Некоторые любят работать с бумажными или электронными учебниками, некоторые предпочитают находить ответы на возникающие вопросы в интернете. В любом случае исходить нужно из тех тренировочных и экзаменационных вопросов, которые Вы видите в кабинете экстерна. Можно получить информацию и помощь по изучаемым учебным курсам на сайте той школы, которая проводит аттестацию.
2.8. Тесты и экзамены можно сдавать всегда или существуют ограничения?
С 30 декабря по 10 января и с 1 по 31 июля в кабинете ученика отсутствует возможность выполнить тест или экзаменационные работу. Все остальные функции в это время без изменений.
2.9. Каковы сроки проверки тестов и экзаменов?
Если тест проверяется автоматически, результаты проверки теста (зачет или незачет) появляются в кабинете экстерна через 15 минут после отправки теста на проверку. Если результат автоматической проверки Вас не устроил, Вы можете отправить тест для проверки человеком (ручная проверка).
Сроки ручной проверки теста:
Для тестов, отправленных с 5.00 до 20.00 по московскому времени - не более часа
Для тестов, отправленных с 20.00 до 5.00 по московскому времени - тест должен быть проверен не позднее 5.30 по московскому времени.
Экзаменационную работу проверяет школьный учитель. Срок проверки экзаменационной работы - 5 рабочих дней. К сожалению, задержки в проверке работ школьными учителями случаются. Администратор сайта регулярно следит за нарушениями сроков проверки и напоминает учителям о необходимости соблюдения сроков.
2.10. В каких случаях кабинет экстерна может быть блокирован?
Любая блокировка кабинета экстерна имеет целью обратить Ваше внимание на необходимость выполнения некоторых действий.
Любая блокировка кабинета экстерна будет снята, как только Вы выполните требуемое действие.
Блокировка может быть полной или частичной. Например, после истечения пятидневного бесплатного срока пользования кабинетом экстерна, блокируются учебные предметы, но остается возможность выполнить вступительную работу (для новых экстернов) или оплатить следующий класс (для экстернов, с которыми сотрудничество продолжается).
Как правило, перед блокировкой кабинете ученика возникают предупреждения, например, предупреждения возникают за 10 дней до срока сдачи экзамена.
Большинство блокировок связаны с требованиями школы. Школа, в свою очередь, выполняет требования государственных органов управления образованием. Этих требований много и количество их, к сожалению, постоянно растет. С помощью блокировок школа обеспечивает обязательность выполнения экстернами и их представителями необходимых действий. Просим проявить понимание и терпение в ситуациях, связанных с блокировками по таким причинам, как: необходимости заполнить анкету, необходимость выполнить задание всероссийской проверочной работы и т.п.
Если ситуация с блокировкой Вам непонятна, обратитесь, пожалуйста, к администратору сайта (значок письма в верхней правой части страницы кабинета экстерна).
2.11. Что такое ВПР?
Министерство образования проводит всероссийские проверочные работы (ВПР) по особому, каждый год новому графику. Эти работы нужно выполнить не только в определенный день, но и в определенный час.
Не позднее, чем за месяц до срока выполнения работы, Вы получите информацию о ней по электронной почте и в кабинете экстерна.
Для выполнения проверочной работы необходим принтер: нужно будет распечатать бланки проверочной работы. На распечатанных бланках нужно выполнить работу письменно, затем сканировать листы и прикрепить их к специальной форме в кабинете экстерна. Выполнение проверочной работы проходит с видеозаписью, как экзамен.
2.12. Как получить справку о том, что ребенок является учащимся школы?
Если Вы находитесь в том же городе, где расположена школа, обратитесь в школу по телефону.
Если Вы находитесь в другом городе, нажмите на кнопку ПОЛУЧИТЬ СПРАВКУ во вкладке ДОКУМЕНТЫ в кабинете экстерна. Если аккаунт блокирован, вкладка ДОКУМЕНТЫ недоступна. Чтобы получить к ней доступ, нужно сначала снять блокировку.
Если во вкладке ДОКУМЕНТЫ такой кнопки нет, напишите письмо администратору школы. Для этого нажмите значок письма в верхнем правом углу главной страницы Вашего кабинета ученика, выберите в поле КОМУ позицию АДМИНИСТРАТОРУ ШКОЛЫ, напишите, что Вам нужна справка о том, что ребенок является учащимся школы, напишите адрес, по которому просите доставить справку (не забудьте указать индекс) и получателя.
2.13. Как сдавать ОГЭ и ЕГЭ?
ОГЭ (основной государственный экзамен, после 9 класса) и ЕГЭ (единый государственный экзамен, после 11 класса) нельзя сдать дистанционно. Эти экзамены нужно сдать либо в той школе, с которой Вы взаимодействует через Экстерн-офис, либо в школе по месту жительства. Чтобы сдать эти экзамены в школе по месту жительства, нужно закончить 9 класс не позднее 1 февраля, а 11 класс - не позднее 30 октября, иначе невозможно успеть подать заявление об участии в ОГЭ или ЕГЭ в школе по месту жительства. Дата 30 октября для 11-классников обусловлена тем, что в начале декабря 11-классники должны написать экзаменационное сочинение. Чтобы писать его в школе по месту жительства, нужно, чтобы школа по месту жительства получила от Вас заявку ранее 15 ноября.
Местные школы обычно с неохотой принимают в 9 и 11 класс учеников, которые окончили 9 и 11 класс в другой школе и приходят только для того, чтобы сдать ОГЭ или ЕГЭ. Приготовьтесь к тому, что если Вы переводите ребенка в местную школу для сдачи ОГЭ и ЕГЭ, скорее всего, придется преодолеть сопротивление разных должностных лиц как в школе, так и, возможно, в органах власти.
Для подготовки к ЕГЭ и ЕГЭ материалов, размещенных в кабинете экстерна, недостаточно. Для подготовки к государственным экзаменам пользуйтесь сайтами http://fipi.ru/ и
Качество интернета может зависеть не только от работы Вашей домашней сети, или провайдера, но и от работы магистральных каналов связи, для того, чтобы проверить связь попробуйте открыть несколько страниц на сайте экстерн офис, если загрузка прошла быстро - всё хорошо.