Департамент государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России (далее - Департамент) в связи с участившимися обращениями из субъектов Российской Федерации по вопросам составления рабочих программ учебных предметов сообщает.
В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (далее - ФГОС) рабочие программы учебных предметов, курсов являются обязательным компонентом содержательного раздела основной образовательной программы образовательной организации.
Рабочие программы учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы с учетом основных направлений программ, включенных в структуру основной образовательной программы, и должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
В соответствии ФГОС рабочие программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать:
1) пояснительную записку, в которой конкретизируются цели общего образования с учетом специфики учебного предмета;
2) общую характеристику учебного предмета, курса;
3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;
7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности;
8) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
Педагогическими работниками, как показывает практика, при составлении своей рабочей программы копируется в полном объеме примерная основная образовательная программа (примерная рабочая программа учебного предмета) и объем такой рабочей программы может достигать до 600 страниц. Документ такого объема, безусловно, не может выполнять функцию эффективного инструмента для учителя и формально является документом, составленным для администрации образовательной организации.
В целях снижения административной нагрузки педагогических работников общеобразовательных организаций Департаментом подготовлены изменения в федеральные государственные образовательные стандарты общего образования в части требований к рабочим программам учебных предметов.
Основными элементами рабочей программы учебного предмета, курса, в соответствии с подготовленными изменениями, являются:
1) планируемые предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
3) календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Программы курсов внеурочной деятельности должны содержать:
1) личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности;
3) календарно-тематическое планирование.
Кроме того, авторские программы учебных предметов, разработанные в соответствии с требованиями ФГОС и с учетом примерной основной образовательной программы соответствующего уровня образования, также могут рассматриваться как рабочие программы учебных предметов. Решение о возможности их использования в структуре основной образовательной программы принимается на уровне образовательной организации.
В настоящее время Минобрнауки России также подготовлены изменения в Порядок формирования федерального перечня учебников (далее - Порядок), в том числе в части расширения требований к учебникам. Предполагается, что в федеральный перечень учебников будут включаться учебники, имеющие методическое пособие для учителя, содержащее материалы по методике преподавания, изучения учебного предмета (его раздела, части) или воспитания; в том числе примерную рабочую программу учебного предмета, разработанную в соответствии с требованиями ФГОС.
До вступления в силу указанных изменений во ФГОС и Порядок с Рособрнадзором достигнута договоренность о снижении требований к рабочим программам учебных предметов в ходе контрольных мероприятий, проводимых органами контроля (надзора) на территории субъектов Российской Федерации.
Департамент просит довести указанную информацию до сведения руководителей общеобразовательных организаций.
Директор Департамента | А.В. Зырянова |
Обзор документа
Даны разъяснения по вопросу составления рабочих программ учебных предметов.
Как показывает практика, педагогические работники при составлении своей рабочей программы копируют в полном объеме примерную основную образовательную программу (примерную рабочую программу учебного предмета). Объем такой рабочей программы может достигать до 600 страниц. Этот документ, безусловно, не может выполнять функцию эффективного инструмента для учителя и формально составляется для администрации образовательной организации.
Чтобы снизить административную нагрузку на педагогов, планируется изменить требования к рабочим программам учебных предметов.
Основными элементами рабочей программы учебного предмета (курса) в соответствии с подготовленными изменениями являются планируемые предметные результаты освоения предмета (курса), его содержание с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности, календарно-тематическое планирование с отражением количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Программы курсов внеурочной деятельности должны включать личностные и метапредметные результаты освоения курса, его содержание с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности, календарно-тематическое планирование.
Минобрнауки России также предлагает расширить требования к учебникам. В их федеральный перечень хотят включать учебники, имеющие методическое пособие для учителя, содержащее материалы по методике преподавания, изучения учебного предмета (его раздела, части) или воспитания; в т. ч. примерную рабочую программу учебного предмета, разработанную в соответствии с госстандарта.
До вступления в силу указанных изменений Рособрнадзором достигнута договоренность о снижении требований к рабочим программам учебных предметов в ходе контрольных мероприятий, проводимых органами контроля (надзора) на территории субъектов Федерации.
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Рабочая программа – индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта.
Составляется учителем-предметником по определенному учебному предмету и рассчитана, как правило, на учебный год или ступень обучения . Например, «Рабочая программа курса биологии в 6 классе», «Рабочая программа основного общего образования по биологии». При составлении рабочей программы учитываются такие факторы как:
- целевые ориентиры и ценностные основания деятельности образовательного учреждения;
- состояние здоровья учащихся;
- уровень их способностей;
- характер учебной мотивации;
- качество учебных достижений;
- образовательные потребности;
- возможности педагога;
- состояние учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного учреждения.
Разработка рабочей программы, представляющая собой достаточно сложный учебный и нормативный документ, требует от автора-составителя высокого уровня квалификации. Недостаточная готовность автора к разработке новых или модернизации существующих программ является причиной серьезных недочетов в них.
Наиболее типичные недочеты в рабочих программах:
не учитываются цели и задачи образовательной программы школы;
отсутствуют некоторые обязательные разделы, например, требования к знаниям, умениям и навыкам; обоснование целей, задач курса и другие;
не всегда предусматривается обеспечение предлагаемой программы необходимым учебно-методическим комплексом;
не соблюдается принцип преемственности с другими программами образовательной области или предмета.Требования к оформлению рабочих программ
Текст рабочей программы педагога включает 8 основных структурных элементов:
1. Титульный лист (название программы).
2. Пояснительная записка.
3. Учебно-тематический план.
4. Содержание тем учебного курса.
5. Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.
6. Календарно-тематическое планирование.
7. Перечень учебно-методического обеспечения. Список литературы (основной и дополнительной).
8. Приложения к программе.Все структурные элементы рабочей программы должны быть четко выделены и соответствовать определенным требованиям к ним.
Пояснения к структурным элементам программы
Функции программы определяют следующие требования к ней:
1. Учет основных положений образовательной программы школы (требований социального заказа, требований к выпускнику, целей и задач образовательного процесса, особенностей учебного плана школы).
2. Взаимосвязь учебных программ в рамках образовательной области, отражение законченного, целостного содержания образования.
3. Наличие признаков нормативного документа.
4.Последовательность расположения и взаимосвязь всех элементов содержания курса; определение методов, организационных форм и средств обучения, что отражает единство содержания образования и процесса обучения в построении программы.
5. Полнота раскрытия целей и ценностей обучения с включением в программу всех необходимых и достаточных для реализации поставленных целей элементов содержания (знания о природе, обществе, технике, человеке, способах деятельности; опыт творческой деятельности; опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности).
6. Конкретность представления элементов содержания образования.
Таблица 1
Структурные элементы рабочей программы педагога
Элементы рабочей программы |
|
Титульный лист |
|
Пояснительная записка |
|
Учебно-тематический план |
|
|
|
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе |
|
Перечень учебно-методического обеспечения. Список литературы (основной и дополнительной) |
|
Приложения к программе |
Комментарий к структурным элементам рабочей программы педагога1. Разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин относится к компетенции образовательных учреждений (п. 6 и 7 ст. 32 Закона РФ «Об образовании»).
2. Назначение пояснительной записки в структуре программы состоит в том, чтобы:
Кратко и обоснованно охарактеризовать сущность данного учебного предмета, его функции, специфику и значение для решения общих целей и задач образования, определенных в образовательной программе данной ступени обучения школьников;
дать представление о способах развертывания учебного материала, в общих чертах показать методическую систему достижения целей, которые ставятся при изучении предмета, описать средства их достижения.Пояснительная записка поясняет актуальность изучения данного курса, его задачи и специфику, а также методы и формы решения поставленных задач (практическое задания, самостоятельная работа, тренинги и т.д.), рекомендации по их проведению. Для составительских программ должны быть указаны выходные данные материалов (программ, учебных пособий и т.д.) которые были использованы при составлении программы. В пояснительной записке должны быть обоснованы предлагаемые содержание и объем курса, должно быть указано количество часов, отводимых на изучение данного курса согласно учебно-тематическому плану, формы контроля и возможные варианты его проведения. Количество и характер контрольных мероприятий по оценке качества подготовки учащихся должны быть четко обоснованы. При этом необходимо указать, как именно эти мероприятия позволяют выявить соответствие результатов образования целям и задачам обучения.
3. В учебно-тематическом плане отражены темы курса, последовательность их изучения, используемые организационные формы обучения и количество часов, выделяемых как на изучение всего курса, так и на отдельные темы. Учебно-тематический план традиционно представляют в виде таблицы.
При заполнении календарно-тематического плана следует учитывать, что формулировка темы рабочей программы, календарно-тематического плана и записи в учебном журнале должны совпадать.
- единства содержания обучения на разных его уровнях;
- отражения в содержании обучения задач развития личности;
- научности и практической значимости содержания обучения;
- доступности обучения;
- соблюдения преемственности.
При описании содержания тем рабочей программы может быть рекомендована следующая последовательность изложения:
- название темы;
- необходимое количество часов для ее изучения;
- содержание учебной темы:
- основные изучаемые вопросы;
- практические и лабораторные работы, творческие и практические задания, экскурсии и другие формы занятий, используемые при обучении;
- требования к знаниям и умениям обучающихся;
- формы и вопросы контроля;
- возможные виды самостоятельной работы учащихся.
5. В блоке рабочей программы «Требования к уровню подготовки обучающихся» следует отразить требования по рубрикам «Знать/понимать», «Уметь», «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни».
В данный пункт рабочей программы может быть включен перечень вопросов для итогового контроля по изучаемой дисциплине. Контроль должен планироваться и фиксироваться в учебно-тематическом плане.(Сведения о контрольных, лабораторных, практических работах и экскурсиях).6. Литература по учебной дисциплине подразделяется на основную и дополнительную. Перечень основной литературы включает издания, содержание которых конкретизирует знания обучаемых по основным вопросам, изложенным в программе. Дополнительный список зависит от предпочтений авторов рабочей программы. Он включает издания, расширяющие знания обучаемых по отдельным аспектам и проблемам курса.
В библиографическом списке выделяются издания, предназначенные для учащихся, и литература для педагога (как основная, так и дополнительная). Список литературы включает библиографические описания рекомендованных автором программы изданий, которые перечисляются в алфавитном порядке с указанием автора, названия книги, места и года издания.
Пример: Горский Д.., Ивин А.А. Краткий словарь по физкультуре. М: Просвещение. 2006.7. Календарно-тематическое планирование оформляется в традиционной форме.
Законом РФ «Об образовании» не определены требования к рабочей программе.
Каждый педагог выбирает самостоятельную форму записей, текстового варианта рабочей программы.
Один из вариантов рабочей программы может быть составлен по аналогии с требованиями к типовой учебной программе.
Учитель может внести коррективы во все структурные элементы программы с учетом особенностей своего образовательного учреждения и особенностей учащихся конкретного класса.
Например, определять новый порядок изучения материала, изменять количество часов, вносить изменения в содержание изучаемой темы, дополнять требования к уровню подготовки учащихся.
Это позволит увидеть особенности содержания, реализуемого учителем, но не содержит информации об особенностях организации образовательного процесса.
к рабочей
программе
2016-2017 учебный год
Page 1Рабочие программы по учебным предметам
(курсам)
составляются на учебный год
Каждый учитель составляет свою Рабочую
программу с учетом собственной специфики и
специфики конкретных учащихся
Программы для параллельных классов
составляет группа учителей МО, которые
пользуются этой программой
(сменный контингент)
Page 2Отличия Примерной и Рабочей программ:
Примерная
программа
составлена на основе:
Рабочая
программа
составлена на основе:
- ФГОС ООО
- примерной программы
Page 3
Право составителя рабочей программы
расширять перечень изучаемых тем, понятий в пределахучебной нагрузки, раскрывать содержание разделов, тем
конкретизировать и детализировать темы
распределять время, отведённое на изучение курса, между
разделами и темами
конкретизировать требования к результатам освоения
ООП обучающимися
включать материал регионального компонента по предмету
выбирать, исходя из стоящих предметом
задач, методики и технологии обучения
Page 4
Документы Федерального значения
Федеральный закон №273-Ф3 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»Приказ Министерства образования Российской Федерации «Об утверждении федерального
компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего
(полного) общего образования от 05.03.2004 №1089;
Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования,
06.10.2009г. № 373;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.01.2012 №69
«О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных
стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования,
утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004
года №1089
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования,
утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.12.2010г. № 1897
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17.05.2012г. № 413
Приказ Минобрнауки РФ от 01.02.2012. № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный
учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской
федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом
Page 5
Министерства образования Российской Федерации от 09.03. 2004 №1312.Документы ОУ
Page 6
Функции рабочей программы
НормативнаяИнформационно
- методическая
Организационно
- планирующая
Page 7
Требования к оформлению рабочей программы
Текст набирается в редакторе WordШрифт Times NewRoman
Кегль 12
Заголовки кегль 14 выделяем жирным шрифтом
Межстрочный интервал одинарный
Выравнивание по ширине
Поля «Обычные» Верхние - 2, Нижние - 2, Левое - 3, Правое – 1,5
Центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств
Word
Таблицы вставляются непосредственно в текст
Титульный лист считается первым, но не нумеруется также как и листы
приложения
Страницы нумеруются арабскими цифрами, знак номера ставится вверху
страницы и выравнивается по центру
Список литературы строится в алфавитном порядке
Календарно-тематическое планирование представляется в виде таблицы
Листы формата А4
Рабочая программа прошивается и заверяется печатью ОУ
Page 8Структура рабочей программы
Титульный лист
Поясняющая
часть
Пояснительная записка
Общая характеристика учебного предмета (курса)
Описание места предмета в учебном плане
Предметная
часть
Критерии и нормы оценивания по предмету
Описание материально-технического и учебнометодического обеспечения;
Календарно-тематическое планирование с определением
основных видов учебной деятельности;
Page 9
Титульный лист
Page 10Поясняющаячасть
Пояснительная записка
Характеристика класса
(постоянный контингент)
Всего, соотношение мальчиков и девочек, средний возраст
Численный
состав класса:
Наличие детей более старшего или более младшего
возраста
Общий уровень дисциплины, степень управляемости
детским коллективом со стороны преподавателя
Общий уровень
успеваемости,
степень
мотивированнос
ти на учебу.
Указать количество обучающихся по группам здоровья
(для учителей физической культуры)
Наличие одаренных детей, требующих индивидуального
сопровождения
Наличие детей, требующих особого внимания со стороны
учителя
Page 11Степень активности на уроке
Степень
работоспособнос
ти на уроке
Способность работать самостоятельно и в группах
Отношение к творческой деятельности
Отношение к домашнему заданию
Page 12
Специфика МДЦ «Артек» (сменный контингент)
Спецификойшколы ФГБОУ
«МДЦ «Артек»
является то, что
обучающиеся
обладают
следующими
особенностями:
Обучающиеся из различных учебных заведений
России: гимназий, лицеев, специализированных
школ, школ-интернатов, детских домов и т.д.
Обучались до «Артека» по разным
УМК
линиям
Владеют разным уровнем учебных достижений
Обучаются
в
условиях
процесса
формирования временного детского коллектива
в условиях МДЦ «Артек»
Кратковременность пребывания в «Артеке» (21
день) – кратковременность обучения в школе
Обучение без домашних заданий
Page 13Поясняющая
часть
Цели изучения
данного
предмета (курса)
Каждый учитель
задает цели
конкретно для
себя и своих
учеников.
Не нужно
описывать цели,
в которых не
уверен и которые
не понимаешь!
Пояснительная записка
формирование системы … знаний
познание на конкретных примерах
многообразия…
познание сущности и динамики главных
процессов…
понимание
главных особенностей…
формирование навыков и умений…
воспитание уважения, сознательного
отношения
к…
развитие интеллектуальных
и творческих
способностей учащихся посредством…
развитие… компетенций, посредством…
формирование качеств мышления,
необходимых
для… интереса к…
развитие устойчивого
формирование у школьников умений
применять… знания для…
приобретение опыта разнообразной
деятельности в…
Page 14Поясняющая
часть
Краткое (в одномабзаце) описание
сути изучаемой науки
Второй абзац может
указывать на
актуальность
данного курса для
данного возраста
учащихся
Общая характеристика учебного
предмета (курса)
… - учебный предмет в основной
школе, фундаментом которого являются
научные знания о….
Школьный курс … - это…
Курс … является частью науки о ….
Поэтому…
В современном мире необычайно
актуальны знания о …. Поэтому…
Подростковый возраст отличается….
Поэтому…
Особенно необходим этот раздел для
дополнительных, кружковых, элективных,
профильных и иных «нетрадиционных» курсов!
Page 15Поясняющая
часть
Описание места предмета (курса) в
Учебном плане ОУ
В какой момент начинают изучать курс
Краткое описание
взаимодействия
данного предмета
(курса) с другими
предметами учебного
плана
Является ли он продолжением изучения
данного предмета в начальной школе
Сколько времени отводится на изучение
данного предмета (курса)
Как распределяется учебное время по
классам средней школы
В какую образовательную область
входит предмет (курс)
Какие иные предметы (курсы)
поддерживают данный предмет (курс)
Возможность внеурочного изучения
отдельных тем курса, СОМ,
факультативы
Вся поясняющая часть пишется простым языком, чтобы мог понять
неподготовленный читатель (родитель, учащийся и пр.)!
Page 16Предметная
часть
Результаты освоения учебного предмета
По ФГОС
По ФК ГОС
Личностные, метапредметные
и предметные результаты
описаны отдельно для
каждого предмета
Результаты освоения
предмета на базовом или
повышенном уровнях
Стандарт – это закон!
Примерная программа – документ
рекомендательный!
Page 17Предметная
часть
Планируемые результаты изучения
учебного предмета, курса
(ФГОС 1- 6 классы)
Основу для написания данного раздела Рабочей программы
составляет соответствующий раздел в «Примерной ООП ООО»,
где планируемые результаты расписаны по предметам
Графа «Выпускник научится» не изменяется учителем, тогда как в
графе «Выпускник получит возможность научиться» могут быть
значительные изменения
Выпускник научится
Выпускник получит возможность
научиться
Page 18
Планируемые результаты освоения рабочей программы
«Выпускник научится»«Выпускник получит
возможность научиться»
Page 19Планируемые результаты изучения
учебного предмета, курса
(ФК ГОС 7-11 классы)
В результате
изучения …
обучающийся
должен:
Знать
Понимать
Уметь
Page 20Предметная
часть
Содержание учебного предмета (курса)
Основу данного раздела составляет:
содержание, тематическое планирование
Содержание учебной темы (основные вопросы, понятия)
Графы тематического планирования
№
Название
разделов и тем
Количество учебных
часов
Всего
1
Связь организма с
окружающей средой
10
Итого
34
Формы контроля
Из них
практических
5
Фронтальный опрос,
письменный опрос,
практическая работа,
контрольная работа и т.д.
В этом разделе Рабочей программы описываются
ТОЛЬКО смысловые единицы учебного курса!
Page 21
Критерии и нормы оценивания по предмету
Отметка за устный ответОтметка
знаний
обучающихся:
Отметка за практическую
работу
Отметка за письменную
контрольную работу и т.д.
(в соответствии со
спецификой предмета)
Page 22Предметная
часть
Описание материально-технического
учебно-методического обеспечения
Все описания оснащения того или иного курса, данные
в Примерных программах по предмету, носят
рекомендательный характер.
В своей Рабочей программе каждый учитель
описывает РЕАЛЬНОЕ оснащение его предмета в
данном образовательном учреждении.
Это то, с помощью чего он планирует достичь
результата.
Page 23
Литература и средства обучения
Page 24Предметнаячасть
Календарно-тематическое
планирование
Это структурный элемент Рабочей программы
предназначен для хронологического выстраивания
единиц содержания, которые были описаны в
предыдущем разделе.
Тематическое планирование составляется учителем!
ЭТО РАБОЧИЙ ИНСТРУМЕНТ УЧИТЕЛЯ!
Тематическое планирование разрабатывается
учителем на каждый учебный год
Page 25Календарно-тематическое планирование по ФГОС
(1-6 классы)
№
Тема
Количест
Основной
ДАТА графы
Необходимые
во часов
вид
План
Факт
учебной
деятельно
сти
Формиро
вание
УУД
УУД: личностные, регулятивные, познавательные,
коммуникативные
Page 26Календарно-тематическое планирование по по ФГОС
(1-6 классы)
№
Тема
Коли
че
ство
часов
1
Размножение
организмов
1
ДАТА
План
Факт
11.09
(Пост.
конт.)
11.09
7.09 –
12.09
(См.
конт.)
11.09
Основной
вид
учебной
деятельнос
ти
Формирование
УУД
Сравнение
полового и
бесполого
размножения
Регулятивные:
определить цель
учебной
деятельности
Познавательные:
изучить процесс
размножения
Коммуникативные:
Слушать
одноклассников
Page 27
(7 – 11 классы)
№
Тема
Количе
ство
часов
ДАТА
План
Факт
Основной вид
учебной
деятельности
Предметные
результаты
Знать
Уметь
На или по отдельных предметах могут добавляться графы
Виды учебной деятельности: изучение, ознакомление, понимание,
применение, анализ, синтез, демонстрация, оценка и т.д.
Подобные тематические планирования создаются ДЛЯ
ВСЕХ ПРЕДМЕТОВ (основных, элективных,
факультативных, дополнительных, профильных) как в
рамках урочной, так во внеурочной деятельности.
Page 28Календарно-тематическое планирование по ФК ГОС
(7 – 11 классы)
№
1
Тема
Размножение
организмов
Коли
че
ство
часов
1
ДАТА
План
Факт
11.09
(Пост.
конт.)
11.09
7.09 –
12.09
(См.
конт)
11.09
Основной
вид учебной
деятельност
и
Сравнение
полового и
бесполого
размножения
Предметные
результаты
Знать
Уметь
Способы
полового и
бесполого
размножен
ия
Приводить
примеры
вегетативн
ого
размноже
ния
Page 29
Рабочая программа
Педагогический работник предоставляет РП на заседание МО до25 августа 2016г.
Сдается в электронном виде курирующему заместителю
директора по УР 29 августа 2016г.
Курирующий заместитель директора школы по УР согласует РП до
30 августа 2016г.
РП утверждается директором СОШ ФГБОУ «МДЦ «Артек» до 1
сентября 2016г.
Бумажный вариант хранится у педагогического работника и
предоставляется по требованию
Все программы находятся на SAMBA в папке «Рабочие
программы 2016-2017 учебный год»
Page 30
Презентация разработана на основе материалов Дратиной И.К.
Составители:Лыскович З.Ф., Кравченко С.Н., Изохов В.А.,
Царькова Н.Н.
Презентация разработана на основе материалов
Дратиной И.К.
Требования к рабочим программам по ФГОС
В статье рассмотрены новые требования к рабочим программам, структура и положение о рабочей программе с изменениями на 2017-2018 г.
Требования к рабочим программам призваны повысить эффективность работы педагогов при достижении запланированных образовательных результатов учащихся с учетом их интересов и возможностей. При составлении программ важно принимать во внимание все изменения в требованиях, которые были внесены для совершенствования образовательного процесса.
ФГОС среднего общего образования был изменен Минобрнауки на основе приказа от 29.06.2017 № 613 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования» (приказ № 613). В ФКГОС вносились изменения на основе приказа от 07.06.2017 № 506 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (приказ № 506).
В ч. II ФКГОС, разделе «Общие положения» описаны предметы, по которым действуют требования ФКГОС. Для любого профиля школьники на базовом уровне обязательно изучают русский язык, литературу, иностранный язык, математику, историю, физическую культуру, астрономию. Кроме того, ученики изучают интегрированные курсы по обществознанию, в том числе право, экономику, естествознание. Скачать таблицу отличий ФГОС общего образования от ФКГОС в подходах к разработке учебного плана
Структура рабочей программы по ФГОС на 2017-2018 учебный год
Согласно ФГОС, учебный план содержит основную часть и часть, которая формируется учениками, родителями и педагогами. К учебному плану прилагается пояснительная записка, в которой отражается:
краткая характеристика обеих частей учебного плана;
формы промежуточной аттестации учеников;
подходы, которые используются для реализации индивидуальных потребностей детей;
аннотации учебников и учебно-методических комплектов;
применяемые в образовательной деятельности педагогические методы и технологии.
В основной части описывается краткая характеристика дисциплин, курсов по всем обязательным предметным областям, состав учебных предметов, которые выделяются из предметных областей, а также учебное время, в течение которого планируется их изучение.
В части, формируемой участниками образовательных отношений, указывается состав дисциплин и курсов, которые отражают потребностей детей и родителей, а также определяется время на их изучение.
Структура учебного плана по ФКГОС основывается на тех же принципах:
определяется обязательный для освоения федеральный компонент;
предусматривается вариативность обучения, что реализуется через региональный компонент и компонент образовательного учреждения.
При этом определяется следующее соотношение между федеральным, региональным (национально-региональным) и компонентом образовательного учреждения:
на федеральный компонент отводится не менее 75% нормативного времени, которое закладывается для освоения образовательных программ общего образования;
на региональный (национально-региональный) – не менее 10%;
на компонент образовательного учреждения – не менее 10%.
В пояснительной записке также указывается характеристика учебных предметов, формы промежуточной аттестации и пр.
Региональный и компонент образовательного учреждения являются наиболее специфичными элементами учебного плана по ФКГОС. В базисном учебном плане прописываются конкретные рекомендации относительно содержания этих структурных частей документа. Так, в разрезе организации предпрофильной подготовки в 9 классе вводится изучение дисциплин краеведческой направленности.
для увеличения количества учебных часов, отведенных на изучение отдельных предметов обязательной части;
введение специальных курсов, на которых реализовываются потребности детей и родителей, в том числе по этнокультурным дисциплинам;
для других видов воспитательной, учебной, спортивной и пр. деятельности учеников.
углубленного изучения предметов; введения новых предметов, образовательных модулей, факультативных занятий, практикумов, спецкурсов;
организации групповых и индивидуальных занятий;
разработки и внедрения индивидуальных образовательных программ;
организации самостоятельной работы учеников в библиотеках, лабораториях, музеях.
Согласно требованиям ФГОС, образовательным учреждениям следует делать рабочие программы частью школьной документации. Эти документы составляются на основе примерной программы курса, стандартов ФГОС, а также рекомендованного Минобрнауки РФ комплекта учебников. Также следует принимать во внимание учебный план школы и положение ОУ. Допустимо вносить изменения в примерную программу или составлять авторскую.
Документ включает такие составляющие:
титульный лист с наименованием образовательного учреждения, названием предмета, класса, должности и ФИО автора, его квалификационной категории и срока, на который рассчитана программа;
сетка календарно-тематического планирования включает наименование, количество часов, темы разделов, формы занятий по темам.
Согласно ч. 10 ст. 13 Федерального закона № 273-ФЗ федеральные госорганы, органы госвласти субъектов РФ и органы местного самоуправления не могут изменять учебный план и график образовательных организаций.
Требования к рабочим программам в 2017-2018 году должны обязательно учитываться при составлении документа. Согласно СанПиНа 2.4.2.2821–10, образовательная недельная нагрузка должна быть равномерно распределена по времени, при составлении расписания предметы гуманитарного профиля следует чередовать с естественно-математическими.
Максимальный объем аудиторной нагрузки и общий объем не должны превышать требования, которые установлены в табл. № 3 СанПиН 2.4.2.2821–10. Требования о максимально допустимой недельной нагрузке касаются только аудиторной нагрузки.
В рабочей программе конкретизируется содержание учебного предмета или внеурочного курса в соответствии с целями ООП, частью которого она и является. Программу разрабатывает учитель, а регламент ее разработки и утверждения регулируется локальным нормативным актом под названием Положение о рабочей программе. В этот документ включается:
реализуемые к объему содержания рабочих программ подходы;
структура программы с учетом требований ФГОС общего образования (по уровням), которые уточняются согласно целям ООП, уровня методического обеспечения, инновационной практикой педагогов и пр.;
сроки разработки и порядок согласования программ; подходы к определению периода, на который разрабатываются программы;
порядок внесения изменений в рабочие программы.
Требования к рабочим программам с учетом нового закона об образовании предполагают, что педагоги будут избегать прямого копирования примерных программ, будут как можно больше учитывать индивидуальные особенности детей, используемые методы обучения, а также роль предмета в достижении общих образовательных результатов.
Рабочие программы утверждаются приказом руководителя, их перечень включается в содержательный раздел ООП. Аннотации к рабочим программам приводятся в приложении к ООП и на официальном сайте. Это указывается в Требованиях к структуре официального сайта образовательного учреждения, которые утверждены приказом Рособрнадзора от 29 мая 2014 г. № 785. При внесении изменений в рабочие программы это утверждается приказом о внесении изменений в ООП.
Особенность учебного плана на 2017–2018 годы
Действующие на сегодняшний день требования к рабочим программам по ФГОС 2017-2018 установлены приказом Минобрнауки. Согласно приказу, программы должны быть максимально упрощенными, рабочими документами. С учителя следует снять часть административной нагрузки, которая необходима для подготовки программы. При этом педагог получил право отступать от рекомендуемых программ, использовать новые стандарты оценки знаний и обучения.
Ранее существовало 8 обязательных пунктов, которые должны отражаться в программе. Сейчас их осталось три для урочной деятельности:
запланированные результаты;
разбивка курса по отдельным темам и указание часов, необходимых для их усвоения.
В итоге должен получить менее объемный документ, который не только снимет нагрузку с педагога, но и повысит эффективность образовательного процесса.
Для внеурочной деятельности обязательными элементами будут:
способы изучения обучающимися;
формы проведения занятий;
планируемые результаты;
тематическое планирование.
Когда программа разработана, администрация школы проверяет ее и включает в учебный процесс. Вносятся изменения в перечень учебников, если в этом возникает необходимость. Документы должны утверждаться не позднее 31 августа. В течение года в программу могут вноситься корректировки относительно особенностей и периодов изучения разделов.
Согласно новым стандартам, учителя не ограничиваются классическими видами занятий. Рекомендуется использовать аудио- и видеоматериалы, фронтальные методы работы, наглядные пособия и пр. При оценке учитываются не только предметные, но метапредметные и личностные знания.
Разработка учебных планов профилей по ФГОС среднего общего образования
Образовательная организация, переходящая на ФГОС среднего общего образования, берет за основу учебные планы из примерной ООП. Они отражают перечень, трудоемкость, распределение по времени и последовательность учебных предметов, внеурочных курсов. Под профилем понимают способ организации образовательного процесса для старшеклассников, который учитывает их интересы и возможности.
Учебный план профиля включает:
обязательные предметы;
предметы для изучения на базовом уровне из каждой предметной области;
предметы, изучаемые на углубленном уровне;
элективные курсы.
Предусмотрено пять профилей: гуманитарный, естественно-научный, технологический, социально-экономический, универсальный.
В таблице 1 подробно рассматривается каждый.
Таблица 1. Содержание профилей обучения в соответствии с примерной ООП среднего общего образования
Сферы деятельности по профилю | Предметные области | Предметы для углубленного изучения | Элективные курсы |
Технологический |
|||
Производственная, инженерная и информационная | Информатика. Физика | Компьютерная графика. Биохимия. Индивидуальный проект |
|
Естественно-научный |
|||
Медицина, биотехнологии | Математика и информатика. Естественные науки | Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. Химия. Биология | Теория познания. Биофизика. Индивидуальный проект |
Гуманитарный |
|||
Педагогика, психология, общественные отношения | Русский язык и литература. Общественные науки. Иностранные языки | Иностранный язык. История. Право | Психология. Индивидуальный проект |
Социально-экономический |
|||
Социальная сфера, экономика, обработка информации, управление, предпринимательство, финансы | Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. География. Экономика | Индивидуальный проект |
|
Универсальный |
|||
Сферу деятельности учащийся не определил или его выбор не вписывается в рамки заданных выше профилей. Поэтому универсальный профиль позволяет ограничиться только базовым уровнем изучения учебных предметов, но не исключает углубленное изучение отдельных предметов | Математика и информатика. Общественные науки | Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. История | Технология. Индивидуальный проект |
Русский язык и литература. Иностранные языки | Иностранный язык | Дизайн. История родного края. Индивидуальный проект |
|
Русский язык и литература. Математика и информатика. Естественные науки | Русский язык. Литература. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. Биология | Индивидуальный проект |
|
Русский язык и литература | Русский язык. Литература | Индивидуальный проект |
Планирование элективных курсов представлено в таблице 2.
Таблица 2. Пример подготовки учебного плана естественно-научного профиля с элективными курсами и курсами по выбору
Предметная область | Учебный предмет | Уровень изучения | Количество часов |
||
Русский язык и литература | Русский язык | ||||
Литература | |||||
Математика и информатика | Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия | ||||
Информатика | |||||
Иностранные языки | Иностранный язык | ||||
Естественные науки | |||||
Биология | |||||
Биофизика | |||||
Общественные науки | История (Россия в мире) | ||||
Теория познания | |||||
Физическая культура | |||||
Индивидуальный проект | |||||
Курсы по выбору общеразвивающей направленности | Экология психо-эмоциональной сферы человека | ||||
Эффективная коммуникация | |||||
Навыки работы с медиатекстами | |||||
ИТОГО: 2380 часов. Из них: часть, формируемая участниками образовательных отношений, – 496 часов – 21% |
|||||
Сокращения в таблице: Б – предмет для изучения на базовом уровне; У – предмет для изучения на углубленном уровне; Э – элективный курс. |
При расчете недельной аудиторной нагрузки учитываются требования СанПиН 2.4.2.2821–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 29.12.2010 № 189 (СанПиН 2.4.2.2821–10), требования ФГОС среднего общего образования и рекомендации примерной ООП среднего общего образования.
Согласно СанПиН 2.4.2.2821–10, учебная неделя может включать 5 или 6 дней. От ее продолжительности зависит максимальная нагрузка на учащихся 10-11-х классов:
при 5-дневной учебной неделе составляет 34 часа;
при 6-дневной – 37 часов.
По требованиям ФГОС среднего общего образования, количество учебных занятий на одного обучающегося за два года составляет не менее 2170 и не более 2590.
Таблица 3. Вариант расчета аудиторной нагрузки для естественнонаучного профиля при пятидневной учебной неделе
Предметная область | Учебный предмет | Количество часов в неделю |
|
10-й класс | 11-й класс |
||
Русский язык и литература | Русский язык | ||
Литература | |||
Математика и информатика | Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия | ||
Информатика | |||
Иностранные языки | Иностранный язык | ||
Естественные науки | |||
Биология | |||
Биофизика | |||
Общественные науки | История (Россия в мире) | ||
Теория познания | |||
Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности | Физическая культура | ||
Основы безопасности жизнедеятельности | |||
Индивидуальный проект | |||
Курсы по выбору с общеразвивающей направленностью | Эффективная коммуникация | ||
Навыки работы с медиатекстами | |||
Итого в неделю | |||
Всего за два года обучения |
Положение о структуре рабочей программы формируется в соответствии с отраслевым законодательством, уставом образовательного учреждения и прочими нормативными, локальными документами. Далее рассмотрим, что собой представляет структура и содержание рабочей программы.
Общие сведения
В первую очередь следует раскрыть понятие рабочей программы. Она выступает в качестве нормативно-правового документа, обязательного для соблюдения в полном объеме. Структура рабочей программы по предмету обеспечивает реализацию требований госстандарта второго поколения. Она формируется в соответствии с условиями и результатами образования на 1-й и 2-й ступенях. Составление рабочей программы необходимо для создания условий для организации, планирования и управления процессом образования по конкретной дисциплине (области). Она должна обеспечить достижение поставленных результатов по освоению основного материала.
Задачи
Структура рабочей программы по ФГОС выстраивается таким образом, чтобы:
- Сформировать представление о практическом внедрении компонентов стандарта при изучении конкретной дисциплины.
- Четко определить суть, порядок, объем изучения курса в соответствии с целями, особенностями и процесса заведения и контингента учащихся.
Функции
Структура рабочей программы по ФГОС реализует:
Составление
Структура рабочей учебной программы формируется и утверждается образовательным учреждением. Составление документа может осуществлять как один преподаватель, так и их группа. Программа должна быть единой для всех специалистов по конкретной дисциплине. Она выступает для преподавателя в качестве основы для формирования календарно-тематического плана на год. В случае отсутствия в проекте указания на распределение часов по темам и разделам, если приводится только их общее количество, учитель самостоятельно устанавливает их. При этом руководствоваться следует соответствующими методическим материалами и ориентироваться на личностные особенности детей.
Оформление
Рабочие программы по математике, литературе или иной другой дисциплине выполняются по образцу на компьютере. В тексте не должно быть исправлений. Набор осуществляется в редакторе Word. Шрифт букв следует использовать Times New Roman кеглем 12-14. Интервал между строками одинарный. Текст выравнивается по ширине, со всех сторон должны быть поля в 1-2 см. Центровка абзацев и заголовков осуществляется с помощью инструментов редактора. Вставка таблиц выполняется непосредственно в текст. Первым считается титульный лист. Он не нумеруется. Календарно-тематический план выполняется в форме таблицы. Структура рабочей программы должна включать в себя список литературы. Он выстраивается по алфавиту с указанием всех выходных данных. оформление документа должно быть аккуратным, все сведния приводятся в логической связи друг с другом. Формат программы А4. Дополнительного оформления для рабочей программы по учебным предметам в образовательном учреждении в стандартах не предусматривается.
Схема
Структура рабочей программы педагога выглядит следующим образом:
Все эти сведения указываются на Структура рабочей программы воспитателя будет иметь отличия от представленной схемы. Они обусловлены спецификой работы самого ДОУ.
Разделы
Все рабочие программы (по математике, иностранному языку, биологии и прочим дисциплинам) сопровождаются приложениями и разъяснениями. К ним относятся:
- Перечень нормативно-правовых актов.
- Общие задачи начального и основного образования. Они должны быть конкретизированы в соответствии со спецификой курса (предмета).
- Общая характеристика дисциплины.
- Описание позиции курса в плане.
- Точное наименование программы по дисциплине с библиографической характеристикой.
- Изложение ценностных ориентиров.
- Метапредметные, личностные, предметные результаты усвоения конкретной дисциплины.
- Содержание курса.
- Описание регионального компонента. Оно оформляется таблицей.
- Календарно-тематический план. При этом должны быть определены основные виды учебной деятельности с описанием предполагаемых результатов освоения.
- Требования, предъявляемые к уровню подготовки детей.
- Описание контрольно-измерительных материалов.
Разъяснения
Структура рабочей программы учителя должна соответствовать требованиям, предъявляемым стандартами. Материал образовательного курса направлен на обеспечение условий для формирования индивидуальных и метапредметных (универсальных) действий. В этой связи в соответствующем разделе следует перечислить УУД, которые выполняются при освоении конкретного курса. Кроме этого, приводятся типы заданий и приемы, в которых проектируется формирование универсальных действий.
Последовательность изучения
Структура рабочей программы включает в себя обоснование выбора часов по разделам и годам. В нем следует раскрыть последовательность освоения материала, показать распределение времени с учетом максимальной нагрузки. В описании содержания разделов (тем) устанавливается такая последовательность:
- Наименование.
- Содержание.
- Необходимое число часов.
Предполагаемые результаты освоения представляются с учетом специфики предмета ("выпускник научится/сможет научиться…").
Методическое обеспечение
В этом разделе приводится характеристика соответствующего комплекса. В перечне учебно-методического обеспечения должны присутствовать такие материалы, как:
- Теоретические (учебник, программа).
- Дидактические и методические (пособия для учителей, сборники контрольных/проверочных работ, тетради для самостоятельных работ).
Другие разделы
При описании части по практическим занятиям следует указывать то их количество, которое необходимо по программе, и которые распределены по темам. В раздел контроля уровня усвоения включается комплекс измерительных материалов (тестов, практических/контрольных работ). Для каждой дисциплины предусматриваются свои формы:
- По русскому языку - диктанты, контрольные работы, сочинения, тесты, контрольное списывание, изложения.
- По физкультуре - нормативы физической подготовки.
- По математике - самостоятельные/контрольные работы, тестирование и так далее.
Структура рабочей программы должна включать измерительные материалы, соответствующие стандарту. Формы, созданные автором проекта, должны приводиться в приложении.
Пояснительная записка
В ней следует указывать:
- Адресата (вид и тип образовательного учреждения, класс.
- Особенности программы относительно ФГОС.
- Основную идею проекта.
- Обоснованность программы.
- Область, в которую входит конкретный курс.
- Краткую формулировку общих целей для
- Срок реализации проекта.
- Ключевые критерии отбора материалов, пояснения по логике построения программы. В этом разделе, в числе прочего, раскрываются связи основного и дополнительного курса по дисциплине (если они есть).
- Запланированные результаты.
- Краткое изложение системы оценивания.
- Описание основных инструментов анализа.
- Изложение системы условных обозначений.
Характеристика курса
В этом разделе присутствуют сведения о:
- Примерной или авторской программе, на базе которой создан данный проект (год публикации, издательство).
- Основных технологиях, формах, методах, режиме занятий.
- Логических связях предмета с прочими дисциплинами/разделами плана.
Результаты освоения
В данном разделе описываются требования:
Описание тем
В рабочей программе приводятся перечни и наименования разделов, тем дисциплины, требуемое число часов. В содержании темы указываются:
- Основные вопросы для изучения.
- Лабораторные и практические работы, творческие задания, экскурсии и прочие формы, применяемые в обучении.
- Требования к умениям и знаниям школьников к завершению изучения.
- Вопросы и формы для контроля.
- Предполагаемые типы самостоятельной работы школьников.
- Формируемые УУД.
Календарно-тематический план
Он составляется с указанием ключевых видов деятельности детей:
- Список разделов, тем, последовательность изучения материала.
- Количество часов для каждого элемента.
- Темы для отдельных уроков и материалы к ним.
- Тип занятий (практическое, теоретическое), число часов.
- Виды деятельности школьников.
- Контрольные методы и формы.
Приложения
Они могут быть представлены в виде:
- Тем проектов.
- Основных понятий, используемых в курсе.
- Контрольно-измерительных материалов.
- Тем творческих заданий.
- Примеров работ.
- Текстов диктантов, проверок, тестирований и пр.
Ответственность образовательного заведения
Она устанавливается в ФЗ "Об образовании". Согласно его положениям, образовательное учреждение будет нести ответственность за реализацию учебных программ, полностью не соответствующих графику образовательного процесса. В ходе составления своего проекта преподаватель должен учитывать требования, которые предъявляются государственными стандартами. В качестве основных принципов реализации ФГОС по дисциплине выступают:
Рассмотрение и утверждение
Рабочую программу по предмету обсуждают на заседании методических школьных объединений. Проект согласовывается с руководителем МО. В частности, проставляется дата, номер протокола, который велся на заседании, ставятся подписи уполномоченных лиц. Рабочая программа согласовывается замдиректора по После этого проект утверждается директором непосредственно самого образовательного учреждения. На титульном листе проставляется соответствующий гриф.
Заключение
Структура программы, отражает все стороны образовательного процесса конкретно по предмету. Составление этого документа обеспечивает четкость и последовательность действий преподавателя, позволяет предусмотреть различные ситуации. При формировании программы учитываются индивидуальные особенности детей, специфика дисциплины. Разработка программы имеет важнейшее практическое значение. В ней не только описываются особенности дисциплины, методы изучения и преподнесения материала, но и устанавливаются результаты, которых должны достичь выпускники. Введение программ в практику работы педагогов оказывает на них стимулирующее воздействие. Проводя анализ итоговых результатов, преподаватели видят эффективность или неэффективность тех или иных инструментов и средств, находят ошибки, проблемы, способы их устранения. Немаловажно и то, что реализация рабочей программы осуществляется при активном участии школьников. В документе предусматриваются разнообразные формы и виды действий детей, способствующие усвоению материала.