Начало военной операции России в Сирии, ряд терактов, произошедших осенью 2015 года, усиленно освещаемых российскими СМИ, привели меня к мысли, что понятие терроризма в СМИ толком не раскрывается, вместо этого тем или иным людям (или событиям) вешается "ярлык принадлежности к терроризму, ИГИЛ (а ранее, если помните, - Аль-Каиде)" (обе запрещены в России) , который затем усиленно вбивается в голову обывателя. Но так ли всё однозначно, как толкуют нам СМИ и политики? В связи с тем, что я не приемлю концепцию "черно-белого мира", у меня возникла мысль попробовать разобраться с этим понятием.
Среди ученых нет единства в определении сути (или сущности) терроризма. Например, А.Шмидт после рассмотрения различных точек зрения на определение феномена терроризма пришел к следующим выводам:
- терроризм - это абстрактное понятие без содержания ;
- единственное определение не может исчерпать все возможные определения термина;
- различные определения имеют одинаковые элементы;
- смысл терроризма и значение террористического акта определяются целями и жертвами .
В ООН также до сих пор не дали четкого определения терроризма.
Так как я живу в России, я начал разбираться с российского законодательства. Итак, ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» дает легальное определение:
- терроризм
Таким образом, в современном законодательстве Российской Федерации под терроризмом понимается совокупность двух элементов - идеологии насилия и практики воздействия на органы власти или самоуправления общества (или организаций), причем и тот, и другой элемент должен быть связан с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий.
Разберем каждый из элементов.
Об идеологии
Идеология (от идея греч. - слово, понятие, учение) - это система взглядов и идей (политических, правовых, религиозных, философских), в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а также содержатся цели (программы) социальной деятельности, направленной на закрепление или изменение (развитие) данных общественных отношений. Иначе можно сказать, что это совокупность системно упорядоченных взглядов, выражающая интересы различных социальных классов и других социальных групп, на основе которой осознаются и оцениваются отношения людей и их общностей к социальной действительности в целом и друг к другу, и либо признаются установленные господства и власти (консервативные идеологии), либо обосновывается необходимость их преобразования и преодоления (радикальные и революционные идеологии).
Некоторые ученые рассматривают идеологию как совокупность идеалов, целей и ценностей, которая отражает и выражает потребности и интересы больших групп людей - слоев, сословий, классов, профессий или всего общества, при этом в последнем случае наиболее общие положения она заимствует или получает извне, из сферы политического управления общественными процессами (и это следует особо отметить). Характерной чертой идеологии является то, что она непосредственно связана с практической деятельностью людей и направлена на утверждение, изменение либо преобразование существующих в обществе порядков и отношений. Именно поэтому идеология создается, как правило, людьми хорошо подготовленными как теоретически, так и практически. Созданная по политическому заказу и работающая в обществе идеология имеет сугубо практическое назначение. Она сплачивает всех людей, разделяющих её основные положения, определяет их непосредственную мотивацию к конкретным делам и поступкам .
Таким образом, можно подытожить, что
идеология - это взаимосвязанная система идей, основанная на нескольких базовых утверждениях относительно реальности, которые могут как иметь под собой фактологическую основу, так и не иметь таковой , т. е отличаться определенным субъективизмом. Но в любом случае эти утверждения (а в конечном итоге и вся система идей в целом) являются результатом субъективного выбора и служат основой, из которой развиваются последующие интеллектуальные размышления и выводы индивида.
Казалось бы, приведенные выше определения довольно исчерпывающее разъясняют понятие «идеология», однако немецкий социолог и философ, один из основателей неофрейдизма, Эрих Зелигманн Фромм предложил рассматривать идеологию как готовый «мыслительный товар», распространяемый средствами массовой информации, ораторами, идеологами для того, чтобы манипулировать массой людей с целью, ничего общего не имеющей с идеологией и очень часто совершенно ей противоположной. Некоторые российские ученые также разделяют эту точку зрения , отмечая, что общенациональная и государственная идеологии играют в обществе особую . Именно государственная идеология включает в себя разветвленную иерархическую структуру ценностей, которая усиленно распространяется в обществе пропагандистской машиной, и буквально навязывается всем гражданам государства. Ведь без их сплочения в единую общность, без осознания ими своей принадлежности к государству оно просто не сможет существовать. Массы людей сознательно, а чаще неосознанно руководствуются в своей жизни идеологическими оценками, сформированными обществом, а зачастую и навязанными пропагандой. Между тем, формированием высших духовных ценностей в обществе занимаются философия, искусство и религия, и идеологическое вмешательство в этот процесс может привести к значительным деформациям ценностно-мотивационной сферы личности в выгодную для государства сторону.
Исходя из вышесказанного, продекларированное п. 1 ст. 13 Конституции РФ идеологическое многообразие признаётся государственным аппаратом лишь в той мере, в какой соответствует его целям, и лишь до тех пор, пока не угрожает его существованию.
Также можно подвергнуть сомнению и соблюдение в современной России п. 2 ст. 13 Конституции РФ, гласящего, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Этот конституционный принцип, казалось бы, закрепляет равноправие идеологий в обществе, устанавливает, что ни одна из них не имеет приоритета, который официально признавался бы государством (законодательным или иным способом). Однако следует учесть, что этот принцип действует только в условиях сложившегося правового государства, при наличии развитых институтов гражданского общества. Государственный аппарат современной России легко обходит запреты, установленные в Конституции РФ: обладая мощнейшими административными и экономическими ресурсами, он оказывает влияние на СМИ, включая их в свою пропагандистскую машину, через них распространяя и формируя в обществе выгодную ему систему базовых идей и жизненных ценностей, которая в реальности может абсолютно не соответствовать общепринятым правам и свободам человека и гражданина, а также духовным ценностям и интересам личности. При этом в иерархической структуре продвигаемых государством ценностей высшие духовные ценности принижаются и замалчиваются по той причине, что воспринятые обществом они могут угрожать общественному порядку, установленному государственным аппаратом и (или) сложившемуся в государстве.
Таким образом, можно сделать вывод о наличии в современной России определенной обязательной государственной идеологии.
Причем для государственной власти в современной России закрепление (упоминание) этой идеологии в конкретном не просто не требуется, но и вредно для чиновников государственного аппарата, по следующим причинам:
- положения продвигаемой властью идеологии и так де-факто уже включены (или при необходимости, немедленно включаются) практически во все законодательные акты страны по её требованию через законодательный орган (с использованием партии власти и "карманной оппозиции");
положения идеологии, закрепленные законодательно, подлежат обязательному выполнению (предусматривается несение какой-либо ответственности за их невыполнение);
положения продвигаемой властью идеологии подлежат немедленной корректировке законодательными органами в выгодную для государственного аппарата сторону с целью исключения его ответственности (в случае допущенных им ошибок), а также максимального ограничения прав и свобод граждан России в случае возможной угрозы порядкам, установленным государственной бюрократической машиной (что в случае законодательного закрепления идеологии осуществить будет проблематично).
Яркими примерами моих выводов служат изменения, оперативно внесенные властью в Жилищный кодекс в связи с оплатой капитального ремонта в фонд капитального ремонта без заключения договора (подробнее - h), а также законопроекта, согласно которому автопробеги и установка палаточных лагерей подпадают под действие закона о митингах.
О насилии
Понятие «насилие» получило широкое развитие в общественных науках, так как его определяют как один из существенных элементов политической, социальной, экономической организации общества. Р.Е. Токарчук пишет: «Применительно к российскому уголовному законодательству категория «насилие» – это особый способ совершения преступлений, связанный с достижением целей виновного посредством физического подчинения лица, нарушающего его свободу выбора и представляющего опасность умышленного или неосторожного причинения вреда жизни или здоровью. Она не может быть определена в Уголовном кодексе Российской Федерации как понятие, так как является оценочной и выборочно содержит несколько особенно агрессивных форм физического принуждения, через которые и следует его раскрывать» .
Однако Федеральный закон от 06.03.2006 N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» не относится к уголовному законодательству, а лишь устанавливает основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом. Поэтому мы имеем право применить более широкую социологическую трактовку понятия «насилие».
В социологической литературе насилие рядом авторов определяется как нанесение «эмоционального, психологического, сексуального, физического и/или материального ущерба» или вербальные, когнитивные и репрезентационные формы поведения, ущемляющие права других людей. О. Ю. Тевлюкова отмечает, что действующая социологическая категория «насилие» охватывает все формы физического и психического принуждения , все преступления и правонарушения против личности, деяния, посягающие на свободу лица, а также все неосторожные последствия от этих действий , т.е. включает целый ряд деяний, причиняющих физический или психический вред человеку . Согласно этому определению, с социологической точки зрения можно выделить два вида насилия: физическое и психическое. Если физическое насилие - это посягательство на физическую безопасность индивида в виде умышленного причинения физического вреда потерпевшему вопреки его воле, то психическое насилие - это причинение психического, морального вреда, все виды принуждения и человека, посягательство на психическую безопасность личности вопреки её воле. И, если общественно опасным последствием физического насилия является физический вред, заключающийся в деструктивных изменениях биологической природы человека, лишающий его личных физических благ (например, жизни или здоровья, физической свободы), то общественно опасным последствием психического насилия является психический вред, который представляет собой вредное изменение в эмоциональной сфере человека в виде отрицательных (негативных) психических состояний и психических страданий. Существуют и другие точки зрения. Например, некоторые ученые понимают под психическим насилием угрозу , другие авторы - воздействие на организм другого человека посредством оказания влияния на его психику , третьи (в уголовно-правовом смысле) – умышленное целенаправленное противоправное общественно опасное воздействие на психику человека, осуществляемое помимо или против его воли, которое может повлечь негативные последствия для жизни и здоровья или создать угрозу возникновения таких последствий. Следует отметить, что психическое принуждение может иметь косвенный характер и в своей основе предполагать определенную зависимость воли принуждаемого (подвластного) от воли принуждающего (властвующего).
Всемирная организация здравоохранения определяет насилие наиболее полно, как «преднамеренное применение физической силы или власти, действительное или в виде угрозы, направленное против себя, против иного лица, группы лиц или общины, результатом которого являются (либо имеется высокая степень вероятности этого) телесные повреждения, смерть, психологическая травма, отклонения в развитии или различного рода ущерб. Понятие, используемое Всемирной организацией здравоохранения, подчеркивает преднамеренность и фактическое совершение акта насилия, независимо от его результата… Включение в определение слов «использование власти» расширяет обычное понимание природы насильственного акта тем, что включает в него действия, источником которых является власть над человеком, т.е. угрозы и запугивание. «Использование власти» означает, кроме того, отсутствие заботы, неоказание помощи или пренебрежение, что тоже включается в число насильственных актов. Таким образом, выражение «использование физической силы или власти» следует понимать, в частности, как отсутствие заботы, любые виды жестокого обращения (физического, сексуального или психологического), а также убийство и любое покушение на собственную жизнь или здоровье. Такое определение охватывает широкий круг последствий насилия, в том числе психологический вред, ущерб для здоровья и отклонения в развитии… Многие формы насилия против женщин, детей и пожилых людей, например, могут иметь результатом физические, психологические или социальные проблемы для них и не обязательно вести к телесным повреждениям, инвалидности или смерти. Последствия насилия могут быть не только явными, но и скрытыми, которые длятся многие годы после нанесения ущерба» .
Таким образом, сущность социального принуждения можно связать с организацией безусловного выполнения властной принуждающей воли, что является одной из характерных черт насильственного акта, ведь особенностью процесса принуждения в данном случае является то, что принуждаемый осознает, что под влиянием власти он действует вопреки своим собственным интересам и ценностным ориентациям, что в конечном итоге может привести к когнитивному диссонансу личности.
Исходя из изложенного, можно заключить, что государственный аппарат любого современного государства, в том числе и Российской Федерации, для достижения своих целей использует идеологию насилия. Однако если в странах с развитыми институтами гражданского общества эта идеология контролируется и ограничивается этим обществом в его интересах, то в России в условиях авторитаризма («режимной системы правления», неустоявшейся, делегативной демократии) эта идеология при наличии лишь декларативного разделения властей с помощью законотворчества оборачивается в красивую обложку нормативных правовых актов, и далее продвигается в массы с использованием всех средств и методов пропаганды в интересах правящей политической верхушки.
Терроризм - инструмент власти современной России
Как я уже отмечал, ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» дает его легальное определение: "терроризм" - идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий.
Словарь Ожегова трактует "устрашение" как "навести страх на кого -н ., испугать" .
Страх (в психологии) - отрицательная эмоция, возникающая в результате реальной или воображаемой опасности, угрожающей жизни организма, личности, защищаемым ею ценностям (идеалам, целям, принципам и т. п.); это тягостное , мучительное душевное состояние , вызываемое грозящей человеку опасностью и чувством собственного бессилия перед ней . Страх может быть вызван внешними обстоятельствами , представляющими угрозу для жизни. Состояние страха является наиболее типичным и распространенным состоянием человека в экстремальной ситуации.
Обычного обывателя в повседневной жизни преследует множество страхов, начиная от вполне естественного страха смерти до каких-нибудь его экзотических видов. Однако в последние годы российская власть, начиная с самых высоких чинов и заканчивая чиновниками низшего ранга, сделала всё, чтобы держать народ России в страхе - в страхе потерять работу и остаться без средств к существованию, в страхе не выплатить кредит, в страхе оказаться "за решеткой" по малейшему поводу ( , за 3,5 кг незаконно выловленной рыбы). При всём этом, на волне борьбы с международным терроризмом и экстремизмом в России нагнетается страх перед террористами, и продолжает ужесточаться уголовное законодательство. Государство вследствие принятия правительством и государственным аппаратом неэффективных управленческих решений фактически самоустраняется от реализации основных внутригосударственных функций (экономической, социальной и культурной), делая упор на силовых (правоохранительной и оборонной).
Вместе с тем, правящая верхушка, маскируя свою неэффективность, отвлекает общественное внимание от внутренних проблем России на развязанную в Сирии военную операцию. В конечном итоге всё это приводит к росту социальной напряженности, которую каждый раз пытаются снизить информационной войной против собственного народа, подачками в социальной сфере и "закручиванием гаек" в области административных и уголовных наказаний.
Исходя из этого, становится ясно, что государственный аппарат России во главе с президентом фактически проводит идеологию насилия и практику воздействия, идеологию государственного терроризма , связанного с устрашением населения России. Это воздействие в условиях "путинской вертикали власти" оказывается и на принятие решений как органами государственной власти, так и органами местного самоуправления (например, в ходе выполнения различных проверок исполнения законов надзорными органами). Сайт vimpel-v.com предлагает определить "государственный терроризм" как целенаправленную систему использования государством, государственными органами (прежде всего органами разведки, контрразведки, политического сыска, а также полиции и вооруженных сил) акций скрытого ослабления и подрыва своих внутренних или внешних политических противников посредством уничтожения или угрозы уничтожения их ведущих деятелей, активистов и сторонников (лидеров и функционеров оппозиционных партий, государственных и общественных деятелей иностранных государств, видных участников национально-освободительных движений и др.), деморализации и запугивания определенных слоев населения, этнических и региональных групп, поддерживающих политических противников данного государства, дезорганизации вооруженных сил противостоящей стороны и т. д. Всё это мы наблюдаем сейчас как во внутренней, так и во внешней политике России (за небольшим исключением).
Проводимую государственной властью политику можно охарактеризовать и как социальный терроризм - введение в общественную жизнь и массовое освещение в СМИ социальной ситуации, держащей всех в страхе и постоянном напряжении: тех обыденных явлений, которые в привычном смысле не классифицируются как террористические и вроде бы лишены конкретной цели и целенаправленных исполнителей; того повседневного запугивания, с которым мы сталкиваемся на улице, в доме, в бытовом общении (разгул уличной преступности, общая социальная нестабильность и массовая бытовая неустроенность, обилие беженцев и эмигрантов, маргинальных элементов, и т.д.). Радует одно, что до иных форм противоправных насильственных действий в массовом порядке власти еще не дошли.
дипломная работа
1.1 Терроризм как общественно опасное явление
Быстротечность социально-экономических процессов в мире и, в частности в России, требует использования всех сил и средств правоохранительных органов на приоритетных направлениях борьбы с преступностью. Одним из таких направлений является борьба с терроризмом.
Терроризм (terrorisme) изначально является французским словом (как и его производное террорист - terroriste). Подтверждением нашего рассуждения являются заключения профессора С.У. Дикаева: «Слово «терроризм» применялось в период Французской революции между мартом 1793 г. и июлем 1794 г. и означало «правление ужаса». Якобинцы часто употребляли понятие «терроризм» устно и письменно по отношению к себе и всегда с положительным оттенком. После 9 термидора (государственный переворот 27 июля 1794 года) слово «террорист» превратилось в синоним слова «преступник» Дикаев С.У. Террор, терроризм и преступления террористического характера (криминологическое и уголовно-правовое исследование. С.-Пб.: Юрид. центр Пресс, 2006. С. 18. . В 1798 году немецкий философ Иммануил Кант впервые ввел это понятие в научный оборот чтобы проиллюстрировать свои пессимистичные взгляды на сущность человечества Косарев М.Н. Терроризм: уголовно-правовая и криминологическая характеристика: монография / М. Н. Косарев, Д. А. Гришин. Екатеринбург, УрГИ, 2010. С. 12. .
Английское «terrorism», итальянское «terrorismo», русское «терроризм» были напрямую заимствованы из французского языка. И к тому же первым видом терроризма стал революционный терроризм. Первые революционеры-террористы в Западной Европе, своими действиями стремились напугать правящую элиту, способствовать изменениям в пользу наиболее обездоленных и угнетенных слоев общества. Итак, родиной современного терроризма является Франция. И основу политическому насилию положила Великая французская революция.
В 2003 году Антитеррористическим центром государств-участников СНГ издан Словарь основных терминов и понятий в сфере борьбы с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма. Согласно определениям понятий указанного словаря, «терроризм - сложное социально-политическое и криминальное явление, обусловленное внутренними и внешними противоречиями общественного развития различных стран. Представляет собой многоплановую угрозу для жизненно важных интересов личности, общества и государства, одну из наиболее опасных разновидностей политического экстремизма в глобальном и региональных масштабах. По своей социально-политической сущности терроризм представляет собой систематическое, социально или политически мотивированное, идеологически обоснованное применение насилия либо угроз применения такового, посредством которого через устрашение физических лиц осуществляется управление их поведением в выгодном для террористов направлении и достигаются преследуемые террористами цели» Словарь основных терминов и понятий в сфере борьбы с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма. М.: Эдиториал УРСС, 2003. С. 49. .
Всего же в современных научных и толковых источниках по разным оценкам насчитывается более 100 определений понятия терроризм, но ни одно из них не стало классическим, общепризнанным. Перечислять их все нет необходимости, так как большинство исследователей этого общественно опасного явления единодушны в своих выводах относительно того, что терроризм является специфической формой насилия против отдельных лиц или различных объектов для достижения публичных, идеологических или политических целей. Или терроризм в широком смысле этого слова. По данным некоторых зарубежных исследователей, из всей совокупности актов терроризма 65% совершаются для достижения политических целей Кириченко А. А. К вопросу о понятии терроризма // Вестник Томского государственного университета. 2010. № 332. С. 104. .
С развитием и распространением террористической деятельности первоочередным стало не только законодательное определение этого понятия, но и закрепление уголовно-правовых норм, которыми предусматривается уголовная ответственность за совершение преступлений террористической направленности.
Юридически значимыми в российском праве являются понятия, данные в Федеральном законе от 6 марта 2006 г №35-ФЗ «О противодействии терроризму» Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» // Собрание законодательства РФ. 13.03.2006. № 11. ст. 1146. и Уголовном кодексе Российской Федерации. В ст. 3 Федерального закона «О противодействии терроризму» терроризм определяется как «идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий». Данное определение видится весьма компактным по содержанию и глубоким по сути. В целом оно подчеркивает цель терроризма и субъекты, на которые направлено воздействие (оказание давления на органы государственной власти, органы местного самоуправления или международные организации с побуждением принятия определенного решения); способом достижения цели выступает устрашение населения или иные формы противоправных насильственных действий.
При этом понятие «террористический акт», описываемое в п. 3 ст. 3 настоящего Федерального закона, привело к изменению законодательства и переносу данного понятия в Уголовный кодекс РФ. Следствием этого стало появление нового уголовно-правового понятия «террористический акт», принятого в ст. 205 УК РФ, которое определяется как совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 17.06.1996. № 25. ст. 2954. .
Таким образом, в российском законодательстве закреплено как общеправовое понятие «терроризм», даваемое этому сложному явлению, так и уголовно-правовой составляющей этого явления, которой выступает «террористический акт».
В то же время вызывает некоторое сомнение попытка определения терроризма разными словами, исходя из общеправовой и уголовно-правовой позиций. Несмотря на всю сложность и неоднозначность такого явления, как «терроризм», если мы говорим о его угрозе личности, государственным устоям и миру и человечеству в целом, а также необходимости борьбы с ним, то и рассматривать его должны комплексно, а не давая в зависимости от ситуации то одно, то другое определение.
Итак, перед тем, как перейти к анализу существующих определений понятия терроризм, на наш взгляд, следует дать характеристику его основных признаков.
По мнению специалистов и правоведов существенными свойствами терроризма является насильственная основа, политическая целеустремленность и мотивация, растущее значение роли устрашения, наличие безвинных жертв Гайдашов А.В. Преступления экстремистской направленности // НОУ ВПО Тверской институт экологии и права. Тверь: ООО «СФК-офис», 2012. С. 7. .
Масштабов социально-правового и социально-политического явления терроризм приобрел во многом благодаря низкой вероятности его уязвимости, а также высокой эффективности воздействия на социально-политические процессы, вызываемого путем применения террористами такой коварной формы насилия как внезапные нападения, насильственные действия против незащищенных людей и материальных объектов, которые не имеют прямого отношения к сути конфликта.
Одним из главных признаков терроризма является то, что кроме непосредственного влияния на жертв террористического акта, он существенно влияет на психику широкого круга лиц, формирует чувство незащищенности, дестабилизирует нормальное течение жизнедеятельности людей, вносит хаос в целом, что можно оценить как весомые деструктивные факторы, препятствуют нормальному развитию общества Иванов В. Н. Феномен терроризма // Социологические исследования 2015. № 7. С. 65. .
Фактором, который усиливает опасность насилия во время совершения террористических актов и выступает в качестве катализатора для достижения террористами преступных целей, является устрашение, которое выполняет социально-деструктивную функцию. Цель террористов достигается именно благодаря их способности к ужасным и разрушительным действиям, то есть путем переноса акцента устрашения на последствия преступного деяния. Кроме того, отличительной чертой террористических действий от других преступных посягательств является то, что они создают общую угрозу широкому кругу лиц и обществу в целом и возникают в результате совершения именно общественно опасных действий.
Другой характерной чертой терроризма является его публичный характер. «Психологический аспект этого злодеяния, - отмечает В. А. Соснин и другие авторы, направлен на то, чтобы каждый человек осознал, что он тоже является потенциальной жертвой. Чем больше террористических актов, тяжелых последствий, тем больший страх у людей, которые, как правило, теряют веру в способность властей противостоять терроризму, защищать их жизнь и законные интересы Соснин В. А. Психология современного терроризма. М.: Форум, 2012. С. 32. .
Очевидно, что одним из основных признаков, позволяющих отграничить терроризм от других преступных посягательств, является его насильственный характер в отношении лиц, которые не имеют никакого отношения к причинам требований террористов, то есть, наличие безвинных жертв, разрушения материальных объектов и умышленное разглашение сведений о совершенном Баймашев Ю.М., Грачев С.И. Проблемные аспекты при определении понятия «терроризм» // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2013. № 3 (13). С. 37. .
В целом, мониторинг и соответствующий анализ проблемы позволяют выделить ряд общих признаков, которые в той или иной мере присутствовали в значительной части изучаемых дефиниций и которые способны отразить объективное представление о терроризме. Эти признаки заключаются в следующем:
– чрезвычайная опасность для общества и общественных отношений;
– терроризм предполагает достижение определенной политической (меньше экономической, социальной или иной) цели;
– применение насилия (физического, психологического);
– обязательное создание (на как можно более длительный период) обстановки страха;
– создание условий, представляющих опасность для жизни, здоровья людей, сохранности имущества;
– обязательная публичность при проведении актов терроризма;
– все террористические акции должны нести пропагандистскую нагрузку;
– непосредственный вред причиняется интересам одних субъектов, а целью соответствующих общественно-опасных деяний является принуждение к определенному поведению в интересах террористов других лиц;
– организация и деятельность проводятся в условиях глубочайшей секретности и конспирации и широкая огласка их совершения и их результатов;
– наличие присущего акциям терроризма характера принуждения власти к действиям или бездействию и устрашения населения.
Кроме того, при определении понятия терроризм, на наш взгляд, необходимо учитывать и такой его важный признак, как безвинные жертвы. Справедливо в этом смысле отмечает Е. А. Капитонова и ее коллега: «... Основа международного сообщества в поисках общепринятого определения терроризма связана с тем, как отделить его от справедливой борьбы за национальное освобождение. Одним из разграничительных факторов в этой связи могло бы быть указание направленности терроризма на причинение безвинных жертв. Именно благодаря термину «безвинные (невиновные) жертвы» возникает однозначное понимание того, что борцы за свободу или революционеры не подрывают людей, которые мирно спят; террористические же убийцы это делают. Борцы за свободу не собираются захватывать автобусы и вырезать школьников; террористы-убийцы это делают... То есть, демократическое государство не может позволить, чтобы понятие свобода как то связывалось с действиями террористов..., поэтому определение в законе понятие безвинные жертвы в качестве квалифицирующего признака состава терроризма, должно предусматривать защиту государством не только объектов властных структур, но и населения в понимании каждого человека...» Капитонова Е.А., Романовский Г.Б. Современный терроризм. М. : Юрлитинформ, 2015. С. 52. .
Следует также обратить в этой связи, что в принятом в связи с террористическими актами в США 11 сентября 2001 года Постановлении ГД ФС РФ от 20.09.2001 № 1865-III ГД «О борьбе с международным терроризмом» в преамбуле прямо указано: «Помня о безвинных жертвах международного терроризма, необходимо сделать все, чтобы подобное более не повторялось» Постановление ГД ФС РФ от 20.09.2001 № 1865-III ГД «О борьбе с международным терроризмом» // Собрание законодательства РФ. 01.10.2001. № 40. ст. 3810. .
Итак, выводы, касающиеся понятия терроризм, сводятся к следующему. Традиционной для терроризма является предметность. Терроризм рассматривается как способ достижения определенной цели. Его неотъемлемыми признаками являются объект, цель, насилие, противоправность, стремление посеять страх, ужас, и чаще всего - его антигосударственная направленность и связь с политической сферой. Как составляющую терроризма, следует включить устрашение. Не лишним будет добавить шантаж, но при совершении террористического акта его может и не быть. Прямым и непосредственным объектом, на который направлено устрашения, является общественное спокойствие, которое входит в состав понятия общественная безопасность Грачев С.И. Терроризм. Вопросы теории: монография. Н. Новгород: Издательство ННГУ им. Н.И. Лобачевского, С. 23. .
Таким образом, определение терроризма, которое учитывает его общесоциальную и криминологическую характеристику, может выглядеть так - это антисоциальное явление, для которого характерно совершение умышленных преступных актов, направленных на устрашение и панику, уничтожение или повреждение имущества, захват любого объекта или угроза осуществить одно из перечисленных действий в отношении граждан и имущества с выдвижением определенных требований.
Лжепредпринимательство как общественно опасное деяние
Общественно-опасное деяние. Преступное бездействие
В уголовном законодательстве понятие деяния не раскрывается, но вместо этого выделяются две формы деяния, такие как преступное действие и преступное бездействие...
Объективная сторона преступления
общественно опасные последствия (преступный результат); причинная связь между общественно опасным деянием и общественно опасными последствиями; способ, орудия и средства, место, время и обстановка совершения преступления...
Объективная сторона преступления
преступление общественный опасный деяние Как мы уже выяснили, одним из обязательных признаков объективной стороны является преступное деяние. Категория "деяние" включает две формы конкретного, выраженного вовне...
Объективная сторона преступления
Преступное деяние (действие или бездействие) является важнейшим признаком объективной стороны, т.к. именно оно выступает стержнем объективной стороны в целом и ее отдельных признаков. Деяние может иметь форму действия или бездействия (ст...
Объективная сторона преступления
Общественно опасное деяние является важнейшим признаком объективной стороны преступления. В самом общем виде оно заключается в любом проявлении человека во внешнем мире в активной или пассивной форме. Следует отметить...
преступление противоправный закон Центральное место среди признаков объективной стороны преступления занимает общественно опасное деяние. Как уже отмечалось, это обязательный признак объективной стороны...
Объективная сторона преступления и ее уголовно-правовое значение
Совершение любого общественно опасного деяния вызывает негативные изменения в объективной действительности, наносит вред охраняемым законом объектам либо создает угрозу причинения такого вреда...
Понятие преступления
Преступным является лишь такое деяние, которое по содержанию общественно опасно. Общественная опасность составляет важнейшее социальное (материальное) свойство преступления. Общественная опасность...
Понятие преступления по уголовному праву
В отечественной уголовно-правовой доктрине велись оживленные дискуссии относительно законодательной конструкции понятия "преступление": должна ли она охватывать материальный признак, или ограничиваться формальным, или сочетать то и другое...
Преступления террористической направленности: уголовно-правовая характеристика
Терроризм как социальное явление имеет более глубокую историю, чем его правовое отражение. Это - крайне радикальная и наиболее опасная форма социально-политического экстремизма. Утверждая, что «терроризм стар, как мир»...
Состав преступления
Действие- это активное поведение. Подавляющее большинство преступлений, предусмотренных УК РФ, может совершаться только путем действия. Конкретные формы преступного поведения весьма разнообразны. Они рассматриваются Особенной частью...
Учение о преступлении в Российском уголовном праве
Общественная опасность как отдельных преступлений, так и преступности в целом весьма динамична и вариативна. Ее детерминируют две подсистемы факторов - криминологические (причины и условия преступности...
Признаки экстремизма, понятие и виды описаны в данной части Пособия. Результативность деятельности сотрудников ОВД, осуществляющих непосредственное противодействие тому или иному антиобщественному и противоправному явлению, во многом зависит от их способности своевременно и четко выявить в окружающей действительности признаки такого явления. Изучение предоставленной информации не освобождает от необходимости проведения экспертизы признаков экстремизма у специалистов .
В случае противодействия экстремизму, задача осложнена тем, что в действующем законодательстве понятие признаков экстремизма далеко от научного, политологического значения. А выглядит как простое перечисление, носит «мозаичный», описательный характер. К тому же, с момента принятия в 2002 году ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» список этих признаков подвергался изменениям. Он был расширен в 2006 году и существенно сокращен в 2007 году.
В данный момент в законе указано тринадцать видов деяний, рассматриваемых как экстремистские.
Они носят разноплановый характер и даже частично включены друг в друга. Их объединяют призывы и стремление к насилию возбуждение ненависти, вражды или унижение достоинства. А именно в связи с принадлежностью к определенной группе (национальной, религиозной, социальной). Деяние в данном случае рассматривается как целенаправленное речевое изложение мысли и иные формы передачи информации языковыми или изобразительными средствами. Поэтому предметом нашего исследования являются признаки экстремизма, фиксируемые в аудио-, видео – и печатных текстах и материалах.
Признаки экстремизма
1. Насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации
В данном случае следует обращать внимание не на цели, а на методы, с помощью которых предлагается их осуществить. Изменение конституционного строя и целостности Российской Федерации может происходить только законным путем, то есть через выборы и референдум. Поэтому экстремистскими высказываниями являются призывы к революции, к восстанию, к неповиновению законно избранной власти. А так же собственно эта деятельность, названная в уголовном законодательстве вооруженным мятежом. Революция ставит перед собой цель захвата или присвоения властных полномочий. Таковым является любой приход к власти лиц вопреки законной процедуре выборов и передачи властных полномочий.
Насильственное изменение основ конституционного строя может быть связано с посягательством на безопасность государства. Под внешней безопасностью подразумевается противодействие шпионажу. А под внутренней безопасностью – противодействие диверсиям, то есть совершению взрыва, поджога или иных действий, направленных на разрушение или повреждение предприятий, сооружений, путей и средств сообщения, средств связи, объектов жизнеобеспечения населения в целях подрыва экономической безопасности и обороноспособности Российской Федерации.
Зачастую, насильственный захват власти и изменение строя предполагает создание незаконных вооруженных формирований. Имеется в виду организация группы, имеющей внутреннюю иерархию и ставящую перед собой цель совершение насильственных действий с использованием оружия.
Исходя из принципа территориальной целостности государства, серьезным посягательством на безопасность государства является сепаратизм. То есть попытки (включая призывы) к незаконному, в том числе насильственному отделению от России ее отдельных регионов.
2. Публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность
Согласно Федеральному Закону «О противодействии терроризму», терроризм – идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий. Поэтому в качестве призывов к террористической деятельности можно рассматривать призывы к насильственным акциям с целью оказать давление на органы власти и общественное мнение для проведения решения в свою пользу.
В качестве террористических организаций и террористов следует считать тех лиц, в отношении которых вступило в силу решение судов РФ. В настоящее время список организаций, признанных Верховным судом РФ террористическими, деятельность которых запрещена на территории России, включает в себя 19 наименований (приводится в приложении). Нельзя считать экстремизмом позитивные оценки зарубежных террористов и террористических группировок, если они не признаны таковыми российскими судами (например, палестинской организации ХАМАС), и тем более, позитивные оценки организаций и личностей ушедших эпох (например, «Черной сотни» или революционного террориста Ивана Каляева).
3. Возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни
Существенным здесь является насильственный характер действий или призывов к таким действиям. К таковым относятся призывы к убийству, избиению или выселению лиц определенной национальности или вероисповедания, организация, совершение или подстрекательство к таковым действиям. Подобные действия должны носить публичный характер и быть направлены на соответствующую религиозную, национальную или социальную группу. Поэтому данный признак не имеет отношения к межличностным конфликтам на бытовой почве, когда стороны в качестве средства оскорбить друг друга используют этнические или иные личные характеристики.
В отношении этого признака требует определение понятие «социальная группа», носящее весьма широкий характер. Из контекста закона следует понимать, что речь идет о выделении групп по признакам: половой или профессиональной принадлежности. А также к определенным политическим и иным общественным организациям, возрастной градации, сексуальной ориентации. Неприязнь и рознь может возбуждаться, например, по отношению к мужчинам или женщинам, милиционерам или медикам, любителям рок-музыки или скейтбордистам, коммунистам или пацифистам, детям, молодежи, старикам или инвалидам, гомосексуалистам и т.д.
Механизмом возбуждения социальной, расовой, национальной или религиозной розни является унижение национального достоинства. Под этим выражением понимается негативный отзыв или действие по отношению к лицу в связи с его национальной принадлежностью. Либо негативное высказывание в отношении национальной группы. Национальное достоинство является категорией личного или группового самосознания. Поэтому достаточным основанием для возникновения данного признака является заявление самого лица или представителей национальной группы.
В спорных ситуациях необходимо историко-культурологическая экспертиза, позволяющая определить: действительно ли были задеты национальные чувства.
Кроме того, несомненным признаком унижения достоинства является:
- использование ненормативной лексики, общепринято негативных названий этнических групп («жиды», «ниггеры», «черножопые» и т.д.);
- сравнение национальностей с неодушевленными предметами или животными («чурки», «ишаки», «русские свиньи» и т.д.);
- высмеивание национальных религиозных святынь или значимых исторических событий (например, осквернение храмов или икон, карикатуры на пророков и святых, иронизирование по поводу героев и жертв Отечественной войны или Холокоста и т.д.).
В любом случае, главным критерием унижения является мнение самих представителей национальной группы.
4. Пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии
Понятие пропаганды подразумевает систематические действия, направленные на внедрение в общественное сознание идей и формирование установок. Поэтому к данному признаку нельзя отнести единичные высказывания и суждения, выдвинутые в качестве тезиса мировоззренческой или политической дискуссии (например, высказывания участников телевизионного ток-шоу или интернет-форумов).
Не является подобной пропагандой высказывания лиц с низким образовательным и культурным уровнем, не позволяющим им адекватно аргументировать свою точку зрения, вести дискуссию и сознавать степень социальной ответственности за сказанные слова.
Так же нельзя считать подобной пропагандой распространение религиозных взглядов избранничества последователей определенной религии. Подобные взгляды есть практически во всех религиях. Но их пропаганда является экстремизмом только в том случае, если включает требование изменить объем гражданских прав и обязанностей лица или унижает национальное достоинство иной этнорелигиозной группы. Например, высказывание о том, что «только мусульмане имеют истинную Веру » экстремистским не является. В то же время высказывание о том, что «в православных храмах одни старухи» или «власть в нашей стране и во всем мире должна принадлежать мусульманам» может быть расценено как экстремистское.
5. Нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии
Имеется в виду весь спектр прав и свобод человека и гражданина: экономические, политические, социальные, культурные. Таким нарушением является отказ в трудоустройстве или отказ в предоставлении какой-либо услуги, если он мотивирован неприязнью к человеку, связанной с его убеждениями, расовой или национальной принадлежностью, вероисповеданием, социальной принадлежностью или социальным происхождением. (Например, публичное заявление продавца в магазине, отказывающегося продавать товар лицу иной национальности или соответствующее печатное объявление). К этому признаку так же относится нанесение ущерба лицу, если оно сопровождается соответствующими заявлениями, что должно быть зафиксировано свидетельскими показаниями. (Например, избиение лица, сопровождающееся ксенофобскими выкриками в его адрес).
В данном случае главной проблемой является определение мотивов соответствующих действий. Эти мотивы можно определить по лозунгам (устным или письменным), декларируемым в момент совершения противоправных действий, что фиксируется видеофотосъемкой или соответствующими свидетельскими показаниями. В их содержании должны присутствовать признаки возбуждения расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, унижения национального достоинства.
Кроме того, как экстремизм следует рассматривать создание и (или) распространение печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных материалов (произведений), предназначенных для публичного использования и содержащих хотя бы один из проанализированных выше признаков
6. Воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения
7. Воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения
К подобным действиям, указанным в пунктах 7 и 8, может быть отнесено незаконное проникновение в помещения. Например в помещения органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций. А также хищение соответствующих документов. Умышленная порча имущества и оборудования в этих помещениях. Физическое и морально-психологическое давление на сотрудников и персонал данных органов с целью прекращения ими выполнения своих должностных обязанностей.
К подобным действиям нельзя отнести призывы политических партий и движений, а также отдельных лиц не участвовать в выборах, так как, во-первых, они не связаны с насилием, а во-вторых, участие или неучастие в выборах является правом каждого избирателя.
8. Совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте “е” части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации
9. Пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения
Народ России, являясь историческим правопреемником народов Советского Союза, внесших наибольший вклад в разгром германского нацизма и его союзников в XX веке и понесших при этом наибольшие потери, не может терпимо относиться к пропаганде нацистских идей и публичному демонстрированию нацисткой символики. Это является оскорблением его национальной памяти и чувств ветеранов и жертв Отечественной войны, их потомков. Статья 6 Федерального закона «Об увековечении победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» гласит: «В Российской Федерации запрещается использование в любой форме нацистской символики как оскорбляющей многонациональный народ и память о понесённых в Великой Отечественной войне жертвах». Поэтому необходимо иметь четкие критерии: что является или не является нацисткой пропагандой и символикой.
По смыслу существующего законодательства нацизмом является идеология и практика Германского Рейха и его союзников в XX веке. Поэтому в оценках иных идеологий и движений как нацистских необходимо доказывать их идеологическую связь с европейским нацизмом времен Второй мировой войны. Поэтому нельзя считать нацистскими, например, «Черную сотню» в России начала XX или французский Национальный фронт Ле Пэна.
Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» указывает на:
Труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии. Несомненно, экстремистскими, исходя из определения закона, являются следующие работы следующих идеологических предтечей и идеологов германского нацизма:
Адольф Гитлер «Моя борьба» («Майн кампф»)
Альфред Розенберг «Будущий путь германской внешней политики»
Альфред Розенберг «Миф XX века»
По итогам Нюрнбергского процесса 1946 года (судебное решение было признано СССР) преступными были признаны такие организации гитлеровской Германии как НСДАП (Национал-социалистическая рабочая партия Германии), штурмовые отряды СА, охранные отряды СС, служба безопасности СД, государственная тайная полиция Гестапо. Поэтому любые публикации, оправдывающие деятельность вышеназванных организаций, являются экстремистскими.
Следует иметь ввиду, что германские вооруженные силы (Вермахт) и его структурные подразделения (авиация – Люфтваффе, флот – Кригсмарин) сами по себе преступными признаны не были, поэтому публикации, описывающие их историю, позитивно оценивающие их стратегию и тактику, не несут признаков экстремизма.
Иные публикации, в отношении которых есть подозрения, что они, обосновывают или оправдывают национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы, должны направляться на экспертизу и признаваться экстремистскими в судебном порядке.
10. Публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения
В этом пункте главной проблемой является квалификация материалов как экстремистских. Согласно федеральному Закону «О противодействии экстремистской деятельности», экстремистские материалы – предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности.
Также материалы обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии. Сюда также относятся труды фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.
11. Публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением
Клеветой является распространение сведений о лице, заведомо не соответствующих действительности и задевающих его честь и достоинство. Поэтому следует отличать политическую полемику, допускающую порой жесткие высказывания, от собственно публичной клеветы, факт которой должен быть установлен в судебном порядке. Например, карикатура на губернатора или президента, смысл которой в том, что он вообще (без указания на конкретные действия этого лица) плохо исполняет свои обязанности не является клеветой, так как затрагивает прежде всего политический курс, а не саму личность. Так же нельзя считать клеветой материалы, где политик изображается условно, без приведения полных Ф.И.О., в виде «человека, похожего на…»
Поскольку речь идет о личности политика, дело об установлении факта клеветы должно инициироваться им самим или его представителями.
12.Организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению
13. Финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении. В том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг
Пункты 12 и 13 касаются организационного аспекта экстремистской деятельности. Согласно федеральному Закону «О противодействии экстремистской деятельности», экстремистская организация – общественное или религиозное объединение либо иная организация, в отношении которых по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности;
Насилие над детьми оказывает травмирующее воздействие на их физическое и психическое состояние. Ребенку сложно не только противостоять насильственным действиям со стороны взрослого человека, но и часто в силу возраста осознать противоправность произошедшего с ними. В общем смысле под насилием по отношению к детям понимаются любые действия физического, сексуального, психического или эмоционального характера, причиняющие им вред.
Классификация насильственных действий
Можно выделить следующие виды насилия в отношении несовершеннолетних:
- Физическое – сюда относятся действия, причиняющие вред здоровью или физические страдания: побои, ограничение свободы и т.п.
- Сексуальное – любые развратные действия, склонение к половому контакту, изнасилование.
- Психологическое или эмоциональное – унижения, оскорбления, угрозы, социальная изоляция, шантаж и т.д.
Уголовным кодексом РФ предусмотрена ответственность за преступления против здоровья и жизни несовершеннолетних 1 . Например, ст. 117 УК РФ определяет наказание за истязание несовершеннолетнего – систематическое причинение ему физических или психических страданий, побоев, не приносящих вреда здоровью. Кроме этого, любое противоправное действие по отношению к малолетнему лицу (ребенку до 14 лет) относится к отягчающим обстоятельствам, увеличивающим срок наказания за любое преступление. Особой формой насилия по УК РФ является оставление в опасности малолетнего лица. Отдельная группа норм уголовного законодательства регулирует санкции за сексуальное насилие над детьми, к нему относится не только изнасилование, но и совершение разного рода развратных действий – демонстрация половых органов, порнографической литературы, непристойные прикосновения и т.д. К преступлениям против несовершеннолетних относят также принуждение к антиобщественным действиям – склонение к употреблению наркотиков и алкоголя, бродяжничеству, проституции, попрошайничеству (ст. 151 УК РФ).
Однако в УК РФ не предусмотрена ответственность за психологическое насилие, хотя ребенок страдает от его проявлений не менее тяжело, чем от физических действий. В рамках ст. 110 вводится ответственность за доведение до самоубийства и определяется роль оскорблений и угроз, как криминогенного фактора. Но наказание за эти действия наступает только в случае развития трагических событий – попытки ребенка свести счеты с жизнью или самоубийства. В тоже время любое психологическое давление на ребенка со стороны взрослых сказывается на его развитии и самочувствии. К сожалению, привлечь виновное лицо к какой-либо ответственности за подобные действия очень сложно.
Что делать, если ребенок подвергся насилию?
Родители, опекуны или педагоги должны правильно отреагировать на сообщение ребенка о случившемся или на выявленный факт насильственных действий над несовершеннолетним. Во-первых, стоит успокоить ребенка, объяснить ему, что он ни в чем не виноват.
Следующие возможные действия:
- Если факт насилия выявлен в семье, то педагогу или иному гражданину, узнавшему о данном событии нужно обратиться в органы опеки, либо в комиссию по делам несовершеннолетних.
- Если насилие случилось с ребенком по вине посторонних лиц, родителям необходимо обратиться в Дежурную часть полиции.
- Нужно взять направление у дежурного полицейского или следователя на прохождение медицинской экспертизы, подтверждающей факт насилия.
- Нельзя купать ребенка до проведения экспертизы, стоит сохранить все вещи, на которых могли остаться следы произошедшего.
Если состояние здоровья ребенка находится в опасности, нужно обязательно вызвать врача или скорую помощь, при этом попросить медицинских работников подробно описать, в каком состоянии и с какими повреждениями ребенок поступил в больницу. Опрос малыша сотрудниками правоохранительных органов может проходить только в присутствии родителей, опекунов или психологов.
Куда можно обратиться в случае насилия над ребенком?
В случае насильственных действий в отношении несовершеннолетних можно обратиться за помощью в ряд организаций, каждая из которых обладает своими полномочиями в данной области:
- Комиссия по делам несовершеннолетних – орган, обязанность которого – защита несовершеннолетних от всех форм насилия, выявление фактов жестокого обращения и социальная реабилитация детей. Обращаться в эту организацию за помощью можно, если стало известно о том, что ребенок не получает нужного материального содержания, живет в антисанитарных условиях, лишен родительского надзора.
- Органы опеки и попечительства – орган, уполномоченный проверять условия жизни детей в семье, представлять их интересы в судебной инстанции, заявлять иски в суд о лишении, либо ограничении родительских прав. Помимо этого, орган ведет профилактическую работу, а также занимается выявлением неблагополучных семей.
- Уполномоченный по правам ребенка – обеспечивает защиту прав детей и их восстановление, содействуют в выявлении и расследовании нарушений прав ребенка. Главная функция – независимый контроль над деятельностью государственных органов, обеспечивающих соблюдение интересов детей.
- Прокуратура – занимается защитой прав ребенка в суде, предъявлением требований о восстановлении прав несовершеннолетних к органам опеки и попечительства и другим компетентным органам, может подавать иски в суд о лишении родительских прав.
Насильственные действия в отношении несовершеннолетних обязательно должны пресекаться, а пострадавшие от таких действий дети нуждаются в длительной реабилитации, которая необходима им для того, чтобы без последствий пережить полученную травму.
Михаил Красильников
1 Судебное толкование
В. осужден по ст. 116 УК РФ: он хватал несовершеннолетнего С. за ворот куртки, сдавливая при этом шею ребенка до состояния удушения, причиняя физическую боль, протащил его в таком положении в подъезд и по ступенькам лестничного марша (судебный участок №1 Багратионовского района Калининградской области, дело №112/2012).
М. осуждена по ч. 1 ст. 116 УК РФ за совершение насильственных действий в отношении В., а именно: не пуская В. в квартиру, М. стала закрывать дверь и умышленно ударила потерпевшую дверью по спине, зажав В. в дверном проеме и причинив ей физическую боль (судебный участок N 81 Чусовского муниципального района Пермского края, дело №1-12/2011).
При рассмотрении уголовного дела в отношении Д. по ч. 1 ст. 116 УК РФ мировой судья пришел к выводу, что иные насильственные действия выразились в том, что подсудимая поставила несовершеннолетнего Г. на колени в угол прихожей, где ребенок простоял не менее семи часов, в результате чего от длительного соприкосновения коленей с твердой поверхностью мальчик испытывал физическую боль (судебный участок №1 Кемеровского района г. Кемерово, дело №1-17/2011).
Нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в статье 115 настоящего Кодекса, - наказываются штрафом в размере до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до шести месяцев, либо арестом на срок до трех месяцев. Комментарий к статье 116 1. В отличие от УК РСФСР (ст. 112) в УК побои разведены с причинением легкого вреда здоровью в разные статьи. Это - самостоятельные преступления, имеющие различные признаки. 2. Объект преступления, предусмотренного ст. 116 УК, образуют общественные отношения, обеспечивающие право человека на физическую (телесную) неприкосновенность, а в конечном счете - безопасность здоровья граждан. 3. Объективная сторона рассматриваемого преступления состоит, во-первых, в нанесении побоев и, во-вторых, в совершении иных противоправных насильственных действий, причиняющих физическую боль. И те и другие действия не влекут последствий, предусмотренных ст. 115 УК, т.е. кратковременного расстройства здоровья или незначительной стойкой утраты общей трудоспособности. Побои - это нанесение многократных ударов по телу потерпевшего, его избиение. Удары при этом наносятся твердым тупым орудием многократно (три раза и более). Иные насильственные действия, причиняющие физическую боль, состоят в щипании, сечении, выкручивании рук, защемлении той или иной части тела потерпевшего при помощи каких-либо приспособлений, воздействии на него огнем или иными природными биологическими факторами (путем использования, например, животных и насекомых) и т.п., если все это сопряжено с причинением физической боли. Побои и иные насильственные действия могут нарушить анатомическую целость или физиологические функции органов и тканей человеческого организма (небольшие и немногочисленные ссадины и кровоподтеки, синяки, поверхностные ранки и проч.), а могут и не нарушать их (причинение только физической боли, слабое недомогание и т.д.). Если после побоев и иных насильственных действий на теле потерпевшего остаются повреждения, их оценивают по степени тяжести, исходя из общих правил. Если побои и иные насильственные действия не оставляют после себя никаких объективных следов, то судебно - медицинский эксперт в своем заключении отмечает жалобы потерпевшего, указывает, что видимых признаков повреждений не обнаружено, и не определяет степени тяжести причинения вреда здоровью. В подобных случаях установление факта побоев относится к компетенции органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда (п. 50 Правил судебно - медицинской экспертизы тяжести вреда здоровью). В тех случаях, если побои и иные насильственные действия влекут за собой более тяжкие последствия в виде причинения вреда здоровью различной степени тяжести либо они представляют собой истязание потерпевшего, содеянное надлежит квалифицировать соответственно по ст. 111, 112, 115 или 117 УК. В подобных случаях они выступают в качестве способов совершения более тяжких, чем рассматриваемое, преступлений. Для признания наличия состава побоев или совершения иных насильственных действий требуется причинение физической боли потерпевшему. Последний при этом может испытывать и психические страдания, но они самостоятельного влияния на правовую оценку содеянного не оказывают. 4. Субъективная сторона данного преступления характеризуется умышленной виной. Умысел при этом может быть прямым или косвенным. Чаще всего умысел здесь неопределенный (неконкретизированный). Неосторожное причинение физической боли не влечет за собой уголовной ответственности. Целью побоев и иных насильственных действий является причинение физической боли потерпевшему. В качестве мотива при этом могут выступать месть, ревность, неприязненные отношения и др. 5. Субъектом преступления может быть любое лицо, достигшее 16-летнего возраста. 6. Взаимное нанесение побоев или взаимное совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль каждой из сторон, не является обстоятельством, устраняющим уголовную ответственность виновных. 7. Об отграничении побоев или иных насильственных действий от хулиганства см. п. 7 комментария к ст. 115 УК. 8. Дела о преступлении, предусмотренном ст. 116 УК, возбуждаются не иначе как по жалобе потерпевшего и подлежат прекращению в случае примирения его с обвиняемым (ч. 1 ст. 27 УПК РСФСР).
Еще по теме Статья 116. Побои:
- § 116. Политическая и юридическая гегемония великих держав
- Налоговые правонарушения, документируемые в рамках налоговых проверок и иных мероприятий налогового контроля Налоговые правонарушения, связанные с нарушением порядка постановки на учет в налоговом органе (ст. 116 и 117 НК РФ)