Океанова Анастасия
Цель работы: изучить структуру формирования семейного бюджета, разработать рекомендации по его улучшению. Работа содержит презентацию по материалу.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ШКОЛЬНАЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
«ЮНОСТЬ ПОМОРЬЯ»
Направление: экономика
«СЕМЕЙНАЯ ЭКОНОМИКА»
Исследовательская работа
Выполнена ученицей 8 класса
МБОУ «Усть-Пинежская средняя
Общеобразовательная школа»
Холмогорского района
Океановой Анастасией Александровной.
Научный руководитель: учитель
Математики МБОУ «Усть-Пинежская
Средняя общеобразовательная школа»
Холмогорского района
Хошева Эльвира Юрьевна.
п.Усть- Пинега
2012 год
Введение………………………………………………………………......3
I.Что такое бюджет семьи? Доходная и расходная часть бюджета…...4
II. Способы расчёта семейного бюджета………………………………..5
III. Распределение финансовых средств………………………………...7
Заключение……………………………………………………………….8
Литература……………………………………………………………….10
Приложение 1…………………………………………………………….11
Приложение 2…………………………………………………………….12
Приложение 3…………………………………………………………….13
Приложение 4…………………………………………………………….14
Введение.
Свою работу я хотела бы начать со слов Л. Н. Толстого: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Всем хорошо известно, что семейный бюджет - одно из слагаемых благополучия семейной жизни. Каждому из нас знакома ситуация, когда мы обращаемся к родителям с просьбой купить нам ту или иную понравившуюся вещь, и как часто огорчаемся, когда родители отказывают нам в нашей просьбе просто потому, что в данный момент эта покупка оказывается не запланированной. В настоящее время проблема расходования семейного бюджета стала очень актуальной, т.к. она является ещё и неотъемлемой частью государственного бюджета.
В семейной экономике необходимо грамотно соотносить доходы и расходы. А чтобы грамотно использовать свои доходы семья должна правильно составить свой бюджет, продумать все затраты и покупки. Когда мы будем мудро распределять средства, которыми обладаем, и когда у нас на все будет хватать денег, тогда в семье наступает спокойствие и благополучие. Исходя из всего вышесказанного, я определила цель своей работы:
изучить структуру формирования семейного бюджета, разработать рекомендации по его улучшению.
Задачи:
- - определить понятие и структуру семейного бюджета;
- - изучить источники доходов и расходов моей семьи;
- -выявить формулы вычисления семейного бюджета и составить бюджет моей семьи;
- - проанализировать проблемы формирования бюджета и найти способы его улучшения;
Гипотеза : можно ли найти пути бесконфликтного решения по улучшению семейного бюджета?
Методы исследования:
- Изучение материалов по данному вопросу;
- Обобщение и анализ материалов;
- Анкетирование;
- Изучение интернет-ресурсов.
Для того чтобы разобраться в основных понятиях и структуре семейного бюджета, я изучила необходимую литературу по данному вопросу: учебник «Технология» 8 кл. авторов Б.А.Гончарова и др., А.Скоробогатова «Семейный бюджет на компьютере» и Г.Остриковой «Как правильно составить семейный бюджет», где нашла все необходимые определения и понятия по данной теме. -3-
Что такое бюджет семьи?
Доходная и расходная часть бюджета.
Бюджет семьи - это структура всех её доходов и расходов за определённый период времени (месяц или год).
Под доходом понимают деньги или материальные ценности, получаемые в виде заработной платы, вознаграждение или подарка от государства, предприятия, отдельного лица за выполненную работу, услугу или какую либо другу деятельность. Все полученные средства составляют совокупный доход.
Расход - это затраты на изготовление, содержание, ремонт, обслуживание каких-либо изделий или услуг.
Итак, весь бюджет можно представить в виде весов. На одну чашу помещаем доходы семьи, на другую постепенно ставим гирьки расходов так, чтобы чаши пришли в полное равновесие. Трудность состоит в том, что набор гирек очень велик и важно выбрать наиболее подходящие по весу.
Если весы находятся в равновесии, т. е расходы равны доходам, - бюджет называют сбалансированным. Когда расходы превышают доходы, тогда говорят, что бюджет имеет дефицит. Если же складывается ситуация, при которой доходы больше расходов, то бюджет называется избыточным. Сбалансированный бюджет семьи позволяет рационально использовать её ресурсы и удовлетворять большую часть потребностей. Каждая семья должна уметь правильно распределять свой бюджет. Для этого необходимо знать основы домашней бухгалтерии и чаще всего домашним бухгалтером является один из родителей.
Планирование семейного бюджета - дело довольно сложное. Чтобы спланировать, сколько средств и на что будет израсходовано, надо располагать данными не только о своих доходах, но и расходах, о ценах на товары и услуги.
На уроках технологии мы изучали, что расходы семьи можно разделить на 2 основные группы: постоянные и переменные.
Постоянные расходы - это расходы, которые можно осуществить или запланировать на какой-либо период, в течение которого они не меняются. К ним относят покупки основных продуктов питания, плата за квартиру, подписка на периодические издания, проездной билет и т.д.
Переменные расходы включают в себя периодические (циклические и сезонные) и единовременные (непредвиденные) расходы.
К циклическим расходам относятся покупка предметов различного срока пользования (мебель- 10-12 лет, верхняя одежда- 2-3 сезона, бытовая техника, материалы для ремонта квартиры и т.д.).
Сезонные расходы связаны с определёнными сезонными явлениями (заготовка впрок ягод и овощей, закупка семян и удобрений для садового участка и т.п.).
Непредвиденные расходы включают в себя расходы, часто связанные с критическими ситуациями (покупка лекарств, ремонт бытовой техники и др.).
Можно выделить единовременные расходы. Это приобретение произведений искусства, украшений и т. Д.
Вывод: на основании изученной литературы можно сделать вывод, что бюджет - это перечень всех доходов и расходов семьи. Грамотно составленный бюджет, это сбалансированный бюджет.
Способы расчета семейного бюджета.
С уроков технологии мне известно, что существует два основных способа расчета семейного бюджета.
В первом случае составляется формула расчета семейного бюджета. В этой формуле доходную статью бюджета обозначают буквой «Д». Сюда включаются все источники дохода семьи: заработная плата, социальные пособия, пенсии, средства от дополнительного приработка или от продажи чего-либо, и другие источники.
Все обязательные расходы обозначают буквой «О». В эту статью вносят все необходимые платы за месяц: квартплата, коммунальные услуги, питание, расходы на транспорт, плата за детский сад и др. При необходимости можно использовать дополнительные обозначения, указывающие на конкретные расходы — Ок (плата за квартиру), Ог (расходы на гигиенические принадлежности), От-(расходы на транспорт) и т.д.
Следующая расходная статья - это питание, для обозначения которой вводится обозначение - буква «П». Можно также ввести и дополнительные обозначения: Пд - расходы на питание дома, Пс - питание в столовой и т. П.
Расходы на предметы гардероба (одежду и обувь) обозначим буквой «Г». Также можно использовать дополнительные значки: Гж — женская одежда, Гм - мужская одежда, Гд — детская одежда. Для обозначения других затрат можно использовать различные буквы русского алфавита, но надо помнить, какие расходы в этом случае имелись в виду.
В результате получается совсем несложная формула:
Д= О + П + Г +…, где
П = Пс + Пд + …;
О = Ок + Ог+ От + …;
Г = Гж + Гм + Гд…
Этой формулой очень легко пользоваться. Достаточно только подставить необходимые цифры и можно увидеть общую картину. Надо отметить, что такой подход планирования семейного бюджета не является рациональным, так как зачастую расходы значительно могут превысить доходы. Будет лучше если правая и левая части этой формулы будут равными. Если все же расходы превышают доходы семьи, то придется или сокращать расходы, или искать еще дополнительные источники доходов. Но все же с помощью такого элементарного подсчета можно немного улучшить финансовое состояние и создать небольшой резерв.
Существует еще один распространенный способ планирования семейного бюджета. Этот способ получил название теории бюджетирования. Он очень похож на предыдущий способ, отличается он только тем, что в этом случае составляется таблица, которая делится на 2 столбца: доходную и расходную части бюджета (таблица 1, Приложение 1). В столбце «Доходная часть» прописываются все основные статьи дохода. В столбце «План» напротив каждой статьи проставляется сумма примерных поступлений в семейный бюджет. Теперь добавляется еще одна строка, озаглавив ее «Итого доходов», можно подсчитать сумму финансовых средств, на которую ваша семья может рассчитывать в следующий месяц.
Переходим к расходной части семейного бюджета. В данном столбце для каждой статьи расходов надо указать примерное значение потраченных сумм. Сравнив доходную и расходную части можно проанализировать на какую статью потрачено средств больше, чем планировалось.
Такая таблица была мною составлена для моей семьи (таблица 1, Приложение1). Из данной таблицы я обнаружила, что главной составляющей доходов нашей семьи является заработная плата и детские пособия. Изучив статьи расходов семьи, я отметила, что основную долю семейных трат составляет питание и плата за квартиру.
Вывод: изучив способы расчета бюджета семьи и составив таблицу доходной и расходной частей, я отметила, что моя семья тратит в целом больше, чем зарабатывает, таким образом, семья не контролирует свои расходы и поэтому в семье могут накапливаться долги, которые затем могут переходить из месяца в месяц.
Распределение финансовых средств .
Как правило, во многих семьях распределением финансов семьи занимается кто-нибудь из членов этой семьи. Мне известно, что существует два подхода к распределению финансовых средств. В первом случае все члены семьи складывают все доходы в общую кассу и затем берут оттуда средства на общие и личные нужды. Во втором случае каждый член семьи делит свои доходы на две части: общественную и личную. Общественная часть уходит на оплату семейных нужд (платежи, покупка продуктов, лекарства и др.), а личную часть каждый тратит на своё усмотрение.
В народе говорят: «Бездумно тратить деньги - дело нехитрое», а вот как грамотно их расходовать с пользой для семьи - это довольно непростая задача. Изучая данную тему, я использовала данные с официального сайта Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Архангельской области и изучила доходы населения нашей области. Анализируя таблицу распределения населения по величине среднедушевых денежных доходов (в %) я заметила, что к концу 2011 года возросло количество населения со среднедушевыми денежными доходами, составляющими от 15000- до 25000 руб. в месяц на 1 %
От 25000 - до 35000 руб. в месяц на 1,5 %
Свыше 35000 руб. в месяц на 3 %.
Я отметила, что по официальным данным среднедушевой денежный доход населения области в 2010 г составил 19526, 8 рублей, по сравнению с предыдущим годом он увеличился на 2000 рублей (данные за 2011 г отсутствуют). Итак, доход населения растет, но в тоже время растут и расходы. Для более детального изучения, я провела анкетирование в 8 и 9 классах (Приложение 2). Учащимся и их родителям были предложены вопросы, на которые они по желанию могли дать ответы.
Анкетирование проводилось среди 15 семей. По результатам опроса семей я вычислила среднемесячный доход семей. Он составил 17300 рублей. Конечно, эта цифра значительно отличается от цифры, названной в официальных источниках.
Я отметила, что основной статьей дохода в семьях является заработная плата, но в тоже время во многих семьях называли и другие источники дохода: детские пособия (8 семей из 15), стипендии, пенсии (по 2 семьи) и др. (Приложение 3)
Изучая основные статьи расходов семейного бюджета я установила, что больше всего денежных средств тратится на питание. Это отметили около 53 % семей. На втором месте - обязательные платы. Примерно 27 % респондентов назвали эту статью расходов. И только 20 % опрошенных семей большую часть семейного бюджета расходуют на предметы гардероба.(Приложение 3)
Надо отметить, что почти половина опрошенных семей не пользуются схемами расчета семейного бюджета. (Приложение 4) При ответе на вопрос: «Какие виды расходов учитываются в первую очередь при составлении бюджета?» мнения разделились. Большая часть респондентов указала на оплату квартиры и коммунальных услуг, оставшаяся часть отметила статью - питание. Невысокий уровень жизни в сельской местности показал, что немногие семьи пользуются кредитами и ссудами. Это отметили только 40 % респондентов.(Приложение 4)
Анализируя проведенное анкетирование, я пришла к выводу, что каждый член семьи (в том числе школьник) может и должен участвовать в увеличении доходов своей семьи.
Для улучшения жизни и увеличения доходов хорошо бы в каждой семье иметь хозяйственную книгу, в которой можно отражать все поступающие средства и их расход в течение месяца. При планировании расходов можно воспользоваться некоторыми правилами:
Все покупки необходимо тщательно продумывать;
В условиях сельской местности уменьшить затраты можно, если самим консервировать и заготавливать продукты;
Экономить электроэнергию;
По возможности производить мелкий ремонт одежды и обуви самостоятельно.
Вывод: на основании данных рассуждений можно прийти к выводу, что все же сократить расходную часть бюджета можно, если все денежные ресурсы расходовать бережливо и рационально.
Заключение.
Исследования психологов и социологов показывают, что способность человека управлять своими финансами напрямую зависит от того, имел ли этот человек такой опыт в детстве, приучали ли родители самостоятельно пользоваться деньгами, обсуждали ли в семье с детьми крупные покупки. Необходимо с детского возраста объяснять, откуда
берутся деньги, как их зарабатывают и для чего они нужны. Из проведенного исследования я сделала определенные выводы:
- Самый доступный способ улучшить благосостояние - научиться контролировать расходы, и главное- понять, какие покупки нужны, а от каких можно отказаться (покупка сладостей или бесконтрольная трата денег на телефон и интернет), ничего не потеряв при этом.
- Чтобы правильно контролировать свой бюджет, необходимо производить несложные экономические расчеты ежедневно, т.е. рассчитать сумму повседневных расходов и стараться придерживаться данных расчетов.
- Никогда не экономить на всем подряд, ведь нельзя экономить на здоровье, питании, образовании.
Если мы своевременно будем вносить некоторые корректировки и наведем порядок в своем бюджете, то со временем у нас выработается грамотный подход к планированию бюджета.
Литература
- Б.А.Гончаров, Е.В.Елисеева, А.А.Электов и др. Технология 8 класс, Москва, изд.центр «Вентана-Граф», 2011 г, 203 с.
- А.Скоробогатов «Семейный бюджет на компьтере», М., изд-во «РидГрупп», 2012г, 320 с.
- Г.Острикова «как правильно сотавить семейный бюджет, или Кто положил деньги в тумбочку?» М., изд-во «НТ Пресс», 2006 г, 128 с.
- Режим доступа:http://www.sun-hands.ru/6bydgetsostav.htm
- Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Архангельской области. Режим доступа: http://www.arhangelskstat.ru/detault.aspx
Приложение 2
Анкета для учащихся и родителей.
- Назовите примерный среднемесячный доход вашей семьи.
- Что служит источниками дохода в вашей семье: заработная плата, пенсии, стипендии, детские пособия, алименты, другое (подчеркнуть)?
- Пользуется ли ваша семья схемами расчета семейного бюджета?(да, нет)
- Какие виды расходов учитываются в первую очередь при составлении бюджета?
- На какие сферы расходов уходит больше денег в вашей семье: питание, одежда, квартплата, коммунальные платежи (подчеркнуть)?
- Пользуются ли в вашей семье кредитами, ссудами? (да, нет)
- На какие нужды в вашей семье чаще всего берут кредит: покупка бытовой техники, покупка теле- и видеоаппаратуры, покупка одежды, покупка автомобиля, другое (подчеркнуть)?
- Может ли школьник участвовать в увеличении дохода своей семьи? В чем заключается его роль?
- Превышает ли расход вашей семьи (за месяц) доход (за тот же период)? (да, нет).
- За счет чего можно экономить деньги?
Приложение 3
Диаграмма «Основные статьи доходов семей»
Диаграмма « Основные статьи расходов семей»
Приложение 4
Диаграмма «Количество семей пользующихся и не пользующихся схемами расчета семейного бюджета (в %)»
Диаграмма «Количество семей пользующихся кредитами и ссудами (в %)»
Разумная экономика семьи - планирование бюджета семьи. Это способствует нормализации в жизни семьи, позволяет избавить ее от конфликтов которые могут возникать на этой почве.
Семейный бюджет - важная слагающая благополучия в семейной жизни. Именно он диктует стиль жизни семьи, определяет возможность тех или иных трат. Как уже говорилось ранее, семейный бюджет предусматривает наличие определенных доходов и расходов. Семейная экономика предусматривает грамотное соотношение доходов и расходов.
Доходы определены в некоторой степени специальностью, которую получили или получат супруги. Чем перспективнее профессия, тем больший заработок будет поступать в доходную статью семейного бюджета, и тем большее количество жизненных благ сможет приобрести семья.
Важное значение для экономического благополучия семьи имеет умение хозяина и хозяйки дома вести хозяйство. Ведь самостоятельно выполняя те или иные домашние дела, супруги экономят средства, которые можно потратить на что-нибудь иное. Семейный бюджет можно приручить, но не эмоциями и чувствами, а жестким учетом, анализом, планированием, системой. Следовательно, речь должна идти об управлении семейным бюджетом и семейной экономикой в целом.
Залогом успеха в управлении семейным бюджетом является следование четырем основным законам семейной экономики - учет, планирование, организация и контроль.
Данные экономические законы предусматривает ведение приходно-расходной документации, в которую записываются все доходы и расходы семьи. Обычно это толстая тетрадь, в которой на каждой странице имеются графы для даты, описания операции, дебета и кредита. Можно завести отдельные тетради для каждого вида бюджетных расходов.
При планировании семейного бюджета необходимо выбрать приоритетное направление покупок, для чего потребуется разделить все вещи на категории. В первую входят вещи обязательные, во вторую - желательные, в третью - дорогостоящие (необязательные).
Планированием семейного бюджета на длительный срок обычно занимаются в начале года. При составлении предварительной расходной сметы учитывают все постоянные расходы, сумма которых примерно одинакова на протяжении всего года, а также периодические траты, размер которых можно оценить приблизительно, например расходы на отпуск. Следует отметить, что при реализации намеченного плана придется столкнуться с многими трудностями. И вполне естественно, что в различные статьи планируемых расходов будут вноситься существенные поправки. Тем не менее это не снижает важности контроля, четкой организации и учета осуществляемых трат, поскольку данные операции позволяют поддерживать финансовую дисциплину в семье.
Умение принимать самостоятельные решения, определять первостепенные жизненные потребности и отсекать лишнее с целью обеспечения своей семьи необходимыми благами, имеет схожие цели и задачи с экономикой любого предприятия. А значит, для эффективного распределения финансов потребуется работающая схема, основанная на бюджете, доходах и расходах.Семейный бюджет
Семья — осознанно организованная группа, состоящая из одного или нескольких человек, как правило, связанных родственными узами. Бюджет является средством обеспечения жизнедеятельности семьи, потребности которой состоят из экономических, социальных и духовных компонентов. Любой семейный бюджет представляет собой определенную денежную сумму для покрытия расходов. В идеале расходы не должны превышать доходы, но такой вариант требует грамотного планирования и учета.Многие семьи сталкиваются с проблемой нехватки денежных средств, обвиняя в сложившейся ситуации недостаточную сумму дохода. Однако причиной может быть неправильное планирование, которое ведет к излишним расходам. Одной из первых предпосылок является неспособность «дотянуть» до следующей зарплаты. Если день получки еще не наступил, а кошелек уже опустел, нужно начинать осваивать простейшие правила по распределению своих финансов.
Другой причиной для контроля своего бюджета может стать необходимость собрать определенную сумму на крупное приобретение. В последние годы покупка дорогостоящей техники, автомобиля или недвижимости осуществляется при помощи кредита. В большинстве случаев к услугам банков обращаются люди, которые не умеют грамотно планировать свои расходы, в результате чего сильно переплачивают. Если процент по кредиту превышает процент годовой инфляции, приобретение считается выгодным для банка, а не для семьи, так как наносит ущерб ее бюджету.
Учет и планирование
Работа над распределением семейного бюджета начинается с учета всех доходов. Они бывают фиксированными или переменными, денежными или натуральными, регулярными или дополнительными. Любой денежный доход может быть как фиксированным, так и переменным в зависимости от ситуации. Например, заработная плата государственного служащего является фиксированной, а сотрудник, работающий в коммерческой сфере за процент, имеет переменный доход.Залог успеха при управлении бюджетом заключается в соблюдении основного закона семейной экономики, который состоит из:
- учета;
- планирования;
- организации;
- контроля.
Основные статьи расходов
В каждой семье свои взгляды на то, что является первостепенным, а от чего можно отказаться. К тому же на расходы сильно влияет умение самостоятельно справляться с домашними хлопотами. Например, семья, в которой жена постоянно готовит, сможет существенно сэкономить на питании. А если муж способен устранить небольшие поломки, это позволит отказаться от найма сантехника или электрика. Поэтому планирование расходов — это всегда индивидуальный процесс. По мнению психологов, совпадение взглядов между членами семьи на ведение домашнего хозяйства помогает сохранить отношения.К основным расходам относятся:
- квартплата;
- питание;
- одежда и обувь;
- хозяйственные товары.
Урок технологии в 8 классе по учебнику В.Д.Симоненко
Тема: Семейная экономика. Понятие «доход», «расход», «бюджет семьи».
Цели и задачи: объяснить значение понятий «домашнее хозяйство», «доходы», «расходы», «семейный бюджет»; охарактеризовать семью как экономическую единицу; выяснить сущность семейного бюджета; определить, с какой целью он составляется; выяснить его роль в домашнем хозяйстве.
Ожидаемые учебные результаты
Учащиеся должны:
Анализировать, сравнивать, участвовать в эвристической беседе, дискуссии;
Работать с документами, выполнять проблемные задания;
Вырабатывать навыки работы в группе.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, электронная презентация, инструменты и материалы для выполнения творческого задания.
Форма урока: урок-практикум.
Ход урока
Устный опрос:
Что такое предпринимательство?
Что такое бизнес?
Почему люди занимаются предпринимательством и бизнесом?
Расскажи, какие проблемы существуют в развитии предпринимательства и бизнеса в России.
На доске в виде схемы представьте шаги по развитию бизнеса.
На доске «нарисуйте» портрет предпринимателя с его характерными чертами.
Деньги, их роль в жизни общества.
Разбор творческого задания.
Д/З., подведение итогов урока
Мотивация.
Учитель: Один человек очень гордился своей прекрасной лужайкой. Однажды он увидел, что среди травы выросли одуванчики. Как он только не пытался от них избавиться, но одуванчики продолжали бурно расти.
Наконец он написал в Департамент сельского хозяйства. Он перечислил все методы борьбы с сорняками. Письмо закончил вопросом: «Я испробовал все методы. Посоветуйте, что делать?» вскоре он получил ответ: «Предлагаем вам полюбить их».
Вопросы к классу:
Какое отношение имеет эта притча к уроку?
В чем её смысл?
Учитель: У многих из нас, действительно, портится настроение только при упоминании слова «домашнее хозяйство». Как часто нам не хватает средств для приобретения того, в чём мы нуждаемся.
Можно ли научиться разумно тратить средства и вести свое хозяйство? Эти вопросы мы обсудим на нашем уроке.
Объявление темы, учебных результатов и хода занятия.
Учитель: Тема нашего урока – «Домашнее хозяйство». На занятии мы будем объяснять значение понятий «домашнее хозяйство», «доходы», «расходы», «семейный бюджет»; охарактеризовать семью как экономическую единицу; выяснить сущность семейного бюджета; определить, с какой целью он составляется; выяснить его роль в домашнем хозяйстве.
Мы продолжим учиться рассуждать, составлять таблицы и схемы, делать сравнительный анализ, решать проблемы, участвовать в дискуссии, оценивать события и явления с разных точек зрения.
В ходе урока постараемся выразить своё отношение к миру домашнего хозяйства, выделить черты рационализма и экономии при формировании семейного бюджета. (На доске записывается план проведения занятия ).
План изучения нового материала
Семья и домашнее хозяйство.
Семейный бюджет.
Введение в новый материал.
Учитель: Спорят два школьника. Один говорит, что планирование семейного бюджета его не касается и не интересует. Пусть этим занимаются родители. Его товарищ считает, что подростки должны быть в курсе доходов и расходов семьи.
Кто из них прав? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте обсудим на сегодняшнем уроке семейный бюджет. Надо ли его составлять? Кто этим должен заниматься?
Семья и домашнее хозяйство.
Учитель: Важная роль в экономике страны, региона принадлежит семейной экономике. Ученые утверждают, что семья – это:
Основной субъект экономической деятельности;
Совокупность лиц, проживающих в одном помещении;
Показатель уровня жизни населения страны.
В каждой семье ведется домашнее хозяйство. Как и для чего организуется это хозяйство? (По ходу ответов учеников на доске появляется схема).
Учитель: Какой деятельностью может заниматься семья? (Ученики предлагают варианты ответов).
Предпринимательской деятельностью
Бизнесом
Быть собственником фирмы
Иметь свою долю акций во владении магазином, химчисткой и заводом.
Члены семьи часто составляют ядро фермерского хозяйства.
Заниматься частным извозом на личном транспорте.
Иметь личное подсобное хозяйство по выращиванию овощей, фруктов, цветов, домашних животных и т.д.
Учитель: Члены семьи выступают в роли:
Производителя;
Потребителя
Кроме того, члены семьи посещают детские учреждения, учатся в школе, институтах, ходят на приём к врачу, пользуются услугами связи, транспорта. Следовательно, семья вступает в экономические отношения с другими членами общества и различными организациями.
Семейный бюджет.
Учитель: Экономика означает бережливость, экономность, т.е. разумную трату средств, и не только денежных, но и труда, времени, материалов, продуктов, здоровья.
Домашняя экономика – это умение разобраться со своими потребностями выбрать эффективные, оптимальные средства их удовлетворения. Эконом – это хороший хозяин, умеющий разумно вести хозяйство.
В словаре В.Даля читаем: «Скопидом – человек, который копит, строит дом, эконом, хороший, бережливый хозяин».
К сожалению, во многих семьях экономия не в моде. И у нас раньше так было – получили зарплату и «шиканули» по магазинам. А потом – «зубы на полку». Можно спросить любого из нас: «Хотите ли вы повышения заработной платы и понижения цен?» Ответ известен: «Конечно, хотим!» Еще бы, повысится наше благополучие, жизненный уровень.
А знаете ли вы, что правильное, разумное ведение хозяйства может раза в два повысить благополучие? Не верите? Напрасно, вот хотя бы такой пример: допустим, семья тратит около 8 часов времени в неделю на проведение необходимых покупок. При экономически правильной организации время покупок можно сократить до 4-х часов в неделю.
Что такое 4 часа? Хорошая хозяйка может перешить, отремонтировать множество вещей, дать им «вторую жизнь». А это пара сотен рублей! Нормально мужчина сможет произвести мелкий, профилактический ремонт квартиры, мебели или техники. Это продлит срок службы вещей, а значит, может сберечь какую-то сумму средств.
Кому-то такой образ жизни не по нраву, мол, скопидомы переделывают, ремонтируют, сберегают. А мы – люди широкой души! Что ж, сколько людей, столько и мнений на этот счёт, каждый живёт так, как хочет и как может.
Но, если мы хотим жить радостно, комфортно, нам необходимо познакомиться с понятием «семейный бюджет». В тетрадях записываем определение.
Семейный бюджет – это денежный план семьи. Он состоит из доходов и расходов.
Творческая работа.
Скоро наступят самые красивые и любимые всеми праздники. Мы с Вами займемся изготовлением рождественского венка. Если венок приобрести в магазине, то он обойдется нам от 200рублей до 500рублей, а может и выше. Предлагаю Вам проявить свою фантазию и умение и посчитать какой будет наша экономия.
(Технологическая карта.)
Д/задание.
Ответьте на следующие вопросы:
Из чего складываются доходы семьи?
Что является источниками денежных доходов семьи?
Какова цель хозяйственной деятельности семьи?
Для чего существует семейный бюджет?
Что такое расходы?
Что означает понятие «сбалансированный бюджет»?
Что такое дефицит бюджета?
Чем характеризуется современное общество?
Что такое прожиточный минимум?
Какую роль играют налоги в жизни современного общества?
Подведение итогов занятия
Учитель: Итак, каждая семья выступает как экономическая единица и ведет домашнее хозяйство. Семьи имеют семейный бюджет, состоящий из расходов и доходов. К сожалению, в современном обществе существует неравенство доходов семей.
Во все времена девочек учили вести домашнее хозяйство. Как вы думаете, необходимы ли эти навыки в наши дни? Сколько средств мы с Вами сэкономили? (Происходит обмен мнениями).
Экономика семьи
Экономика семьи - это таже экономика предприятия, но в уменьшенных масштабах.
Долгосрочное существование семейной пары как единой экономической системы во многом зависит от состояния экономики семьи. От правильно составленного бюджета напрямую зависит развитие семейной экономики. Отсутствие конфликтов на почве финансовых вопросов может сохранить брак. Поэтому умение экономить крайне актуально даже в масштабах семьи.
Разумное планирование предполагает направление расходов по четырем направлениям:
- питание,
- одежда и обувь,
- товары на хозяйственные нужды,
- досуг.
Начать планировать бюджет семьи стоит с подсчета доходов.
Чтобы это сделать необходимо определить отрезок времени, например, на неделю или месяц. В подсчет дохода включают все возможные доходы всех членов семьи. Сюда могут входить:
- эаробатная плата,
- пенсия, пособия,
- прибыль от аренды имущества,
- помощь родителей,
- денежные подарки на какие-либо события.
То есть должны быть подсчитаны все средства, которые поступают в семью. Нерегулярными доходами обозначают те суммы, которые поступают не постоянно. Их подсчитывают в тот период, когда были эти преступления.
На протяжении определенного ранее срока (неделя, месяц) фиксируются все расходы. Соответственно в конце учетного периода будет сформирована предельно ясная картина фактических доходов и расходов семьи.
Столь простые правила помогут научиться рационально расходовать семейный бюджет. Также, как и цивилизованные страны, каждая семья должна определить свою модель экономической системы.
Основное правило для организации такой системы - это правильное распределение средств, поступающих в семейный бюджет. Расходы можно разделить на две группы главные и второстепенные. К главным пунктам относятся еда и досуг. На этом не стоит чрезмерно экономить. Следует найти какой-либо компромисс, возможно объединить досуг и экономную еду.
Для правильного формирования семейных средств специалисты рекомендуют завести тетрадь, в которую необходимо какой-то промежуток времени записывать все доходы и расходы. Таблица учета может выглядеть следующим образом: дата, наименование расхода (товара), количество товара, израсходованная сумма.
Правила взаимопонимания
Для того чтобы правильно спланировать бюджет важно помнить о том, что составлятся он должен с учетом предложений всех членов семьи, учитывать потребности участвующих, а также расходование средств должно быть согласованным.
Не пренебрегайте составлением списка покупок. Это избавит от приобретения ненужных никому вещей, на которые часто тратится большое количество денег. Каждую более-менее крупную и среднюю по стоимости покупку необходимо обсуждать на семейном совете. Таким образом возникнет понимание того какие вещи не нужны. Очень важным правилом является накопление средств.
Замечание 2
Специалисты советуют откладывать 10% от общей суммы доходов. Рост семейной экономики напрямую зависит от ведения семейного бюджета. Идеальным сочетанием расходов и доходов считается, когда расходов меньше чем доходов. При таком положении у семьи будет возможность создать резервный фонд, приумножить капитал.
Лидерская позиция
Хорошим решением является передача распорядительной функции одному из членов семьи. Во многих семьях таким членом семьи становится жена. Жена покупает продукты питания для всей семьи, хозяйственные средства, приобретает одежду и обувь, оплачивает счета за коммунальные услуги, детский сад и прочие расходы. Со временем данная модель семейной экономики перерастает в правильную привычку. Модель семейной экономики укрепляется в процессе соблюдения финансовой дисциплины. Важно ставить цели, которые реально можно достичь.